Юрий Зайцев, эксперт института космических исследований РАН для РИА Новости.
20 лет назад в июле 1988 г. с космодрома Байконур стартовали две автоматические межпланетные станции «Фобос». Основной задачей космического проекта предусматривалось исследования марсианского спутника Фобос - на древнегреческом - Страх. Однако экспедиция задумывалась как многоцелевая. Планировались также изучение самой «красной планеты» с орбиты ее искусственного спутника, Солнца и плазменные измерения на трассе перелёта и в околомарсианском пространстве. Факультативной значилась задача изучения вторым космическим аппаратом другого марсианского спутника Деймоса (Ужас), при условии успешных исследований Фобоса первым аппаратом. На борту станций были установлены сложные комплексы научной аппаратуры, разработанные совместными усилиями ученых 14 стран и Европейского космического агентства.
К сожалению, полностью реализовать программу проекта не удалось. В начале сентября 1988 г. была потеряна связь с «Фобосом-1». Случилось это из-за ошибки оператора, выдававшего команды на борт аппарата. В результате отключилась система ориентации, и солнечные батареи «отвернулись» от светила. Бортовые системы стали получать все меньше энергии, и к тому моменту, когда это было обнаружено, межпланетная станция оказалась не в состоянии реагировать даже на мощные радиосигналы с Земли и выполнять какие-либо команды.
«Фобос-2», подойдя к Марсу, выполнил большой объем исследований. Однако после сближения с марсианским спутником для десантирования посадочных станций на его поверхность и проведения её комплексных исследований, включая детальную телевизионную съемку, радиосвязь со станцией прекратилась.
В целом сказались и пресловутый «человеческий фактор», и сбои в работе техники. По сути, проект «Фобос» стал для отечественной космонавтики некоей отправной точкой затянувшегося на многие последующие годы кризиса.
Подготовка следующей марсианской экспедиции «Марс-96», длились около восьми лет, что во многом было связано со всеобщей неразберихой и хозяйственным хаосом, возникшим в связи с перестроечными процессами в стране.
Новая межпланетная станция не имела аналогов среди автоматических средств исследований дальнего космоса по составу и массе научной аппаратуры. Но, из-за отказа разгонного блока, она даже не вышла на траекторию полета к Марсу.
Для российского научного космоса наступили черные дни. Деньги на планетные исследования выделялись в минимальном объеме. В это же время американцы и европейцы регулярно запускают к Марсу свои зонды. Поверхность «красной планеты» уже несколько лет бороздят американские марсоходы - прототипы российской разработки, которая так и не вышла в космос и нашла себе пристанище в музее ИКИ РАН.
Сегодня ситуация, похоже, выправляется. Разработана поэтапная отечественная программа исследований Марса, реализация которой должна начаться запуском в октябре 2009 г. автоматической межпланетной станции «Фобос-Грунт». Стоимость проекта экспедиции за счет модульного построения космического аппарата и максимального использования отработанных технических решений составит около полутора млрд. руб., что, по мировым стандартам, не так уж и много. В отличие от «Марса-96» новую станцию выведет на орбиту не тяжелая и дорогостоящая ракета «Протон», а носитель среднего класса «Зенит». Основная цель проекта - доставка грунта с поверхности марсианского спутника.
Фобос, несмотря на малые его размеры - всего двадцать километров в поперечнике, чрезвычайно интересное космическое тело для исследований, которые помогут разгадать происхождение Земли и других планет Солнечной системы, как и многие другие ее тайны. Дело в том, что планеты за долгое время существования претерпели множество изменений из-за вулканической активности, внутреннего нагрева и т.п. Малые тела избежали таких воздействий. Поэтому исследования реликтового вещества с Фобоса поможет понять природу исходного материала, из которого сформировались планеты Солнечной системы.
Для проведения исследований в ходе межпланетного перелета и на поверхности марсианского спутника на станции разместят значительный объем научной аппаратуры. В её составе будут, в частности, приборы для изучения свойств грунта «на месте» и дистанционного зондирования Марса с орбиты его искусственного спутника. Одна из целей этих экспериментов - выбор районов, наиболее перспективных для последующих контактных исследований с посадкой космических аппаратов на марсианскую поверхность.
Хотя окончательный список научной аппаратуры, которой оснастят станцию, еще уточняется, общий план экспедиции определен. Перелет к Марсу составит около 10 месяцев. Прибыв к планете, космический аппарат будет несколько месяцев обращаться вокруг нее по орбите, близкой к орбите Фобоса, и проводить его исследования.
Затем выполняется посадка на марсианский спутник, где одной из важнейших задач станет отбор грунта. После его отправки на Землю в возвращаемом аппарате, станция не прекратит работу и должна будет, еще как минимум год, посылать ученым информацию и о Фобосе, и о самом Марсе.
Вторым этапом предлагаемой отечественной программы марсианских исследований должны стать контактные исследования в выбранных в ходе реализации проекта «Фобос-Грунт» районах поверхности планеты. С этой целью на Марс возможно будет доставлен марсоход.
Третий этап планируется в рамках миссии «Марс-Грунт». Её основной задачей станет доставка на Землю образца марсианского (планетного) вещества.
По мнению Георгия Полищука - Генерального конструктора и Генерального директора «НПО им.С.А.Лавочкина» - головной организации по разработке конструкции космического аппарата для «Фобос-Грунт» - на сегодняшний день для успешной реализации миссии серьезных технических препятствий нет. Подготовка проекта находится на завершающей стадии.
Для российских ученых исследования Фобоса - замечательная ниша, оставленная не тронутой их западными коллегами. Но, если не реализовать проект в 2009 г. и сдвинуть его на более поздний срок, когда относительное расположение Земли и Марса с точки зрения баллистики станет менее благоприятным, потери будут значительными. И не только научные, но и морально-политические, поскольку Россия в очередной раз не выполнит свои обязательства перед зарубежными партнерами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции