Андрей Вавра, специально для РИА Новости.
По дороге на саммит G8 президент России Дмитрий Медведев нанес визиты в Азербайджан, Туркменистан и Казахстан - ближайшие наши соседи, а кроме того, главные нефте- и газодобывающие страны каспийского бассейна.
В Азербайджане речь шла о закупке максимально возможного объема газа по рыночной цене. Желательно, как стало понятно в ходе переговоров, всего газа.
В Туркменистане та же тема - об увеличении закупок туркменского газа - и опять не по льготным, а по рыночным ценам. Переключить туркменский газ на Россию важно было прежде всего с точки зрения получения решающих конкурентных преимуществ в борьбе с альтернативным европейским проектом трубопровода - «Набукко». В результате, как сказал помощник президента РФ Сергей Приходько, Туркмения не собирается участвовать в строительстве этого газопровода. Так что Россия, судя по всему, взяла верх в борьбе за туркменский газ над своими европейскими конкурентами.
Поводом для посещения Казахстана был 10-летний юбилей его столицы. Однако и здесь главным содержательным моментом переговоров стало обсуждение энергетической проблематики. В беседе с президентом Назарбаевым речь, в частности, шла о строительстве Прикаспийского газопровода и расширении мощностей трубопровода "Средняя Азия - Центр".
Российскому президенту в ходе этих визитов важно было не только еще больше укрепить отношения с этими странами, но также и затвердить приоритеты России в нефтегазовом сотрудничестве. И теперь можно со значительной долей уверенности утверждать, что нефтегазовые потоки из этих богатых энергоресурсами регионов не пойдут в обход нашей страны.
Суммируя результаты переговоров можно сказать, что Россия обыгрывает своих конкурентов в борьбе за влияние на эти чрезвычайно важные с точки зрения экспорта энергоресурсов страны. И на саммит Медведев приехал, набрав серьезные внешнеполитические очки. Не как зеленый новичок, чтобы поднабраться опыта у своих заматеревших коллег по G8, а как политик, за короткий срок своего президентства уже добившийся заметных успехов на внешнеполитическом поприще.
Когда в России определилась новая конфигурация власти, при которой Путин уступал первое место Медведеву, а сам переходил на пост премьера, аналитики сразу же принялись рассуждать о новом распределении их обязанностей. Учитывая огромный политический вес Путина, его тесные личные отношения со многими мировыми лидерами, они сразу же предположили, что в этой конфигурации зона влияния премьера будет значительно шире, чем у его предшественников. Прежде всего, за счет силового блока и внешней политики. А значит, Медведев окажется задвинут в тень, на внешнеполитической арене ограничится в основном чисто представительскими функциями. Содержательную же часть по-прежнему будет определять, вести и контролировать Путин.
Главные аргументы при этом - иначе и быть не может! В силу своего авторитета и влияния на политические и экономические процессы Путин не выпустит из рук рычаги управления внешней политикой. Слишком важна эта сфера, и слишком многого он уже успел здесь добиться. То есть Медведеву, как примерному ученику, останется только ставить подписи под теми документами, авторство которых будет очевидно принадлежать Путину.
Но такая умозрительная конструкция не реалистична по определению. Прежде всего, потому, что в президентской республике глава государства не может пребывать в тени. Конечно, рассуждать можно о чем угодно, но Путин слишком опытный, слишком вменяемый политик, чтобы разрушать сложившуюся конфигурацию власти, ломать ее в угоду личным амбициям.
Вместе с тем, те, кто анализируют внешнюю политику РФ, могут сказать, что здесь Медведев пока не привнес ничего нового. До него тем же самым - лоббированием интересов России в сфере энергетики - активно занимался и Путин. А значит, в своей внешнеполитической деятельности Медведев не самостоятелен.
Но ведь геополитические интересы России никак нельзя считать изобретением Путина. Они складывались исторически и существуют объективно. Они одни и те же, что при Путине, что при Медведеве. Необходимость тесных отношений со странами-экспортерами энергоресурсов, существовала при Путине и продолжает существовать при Медведеве. Так что странно вести речь о том, что Медведев не самостоятелен в выработке внешнеполитической линии. Гораздо правильнее говорить о преемственности курса.
Да, с приходом Медведева во внутренней политике расставлены некоторые новые акценты. Произошла корректировка и уточнение приоритетов. Однако политика внешняя - гораздо более консервативна. Здесь коридор возможностей для разного рода новаций значительно уже.
Что очевидно, так это изменение стилистики. То, что Путин - в силу своих личных качеств - делал достаточно жестко и агрессивно, Медведев - опять же, в силу своих личных качеств - будет делать несколько иначе. Но это касается прежде всего индивидуального стиля, нюансов политеса, а вовсе не содержательной стороны дела. Медведев будет отстаивать интересы России не менее последовательно и твердо, чем это делал его предшественник.
...
Между прочим, Путин 8 лет назад предварил свой первый визит на саммит G8 в качестве президента России - тоже, кстати, в Японию, - не менее серьезными внешнеполитическими достижениями (достаточно вспомнить сделанный им неожиданный прорыв в отношениях мирового сообщества с КНДР).
Так что такая вот у новых российских президентов складывается хорошая традиция - приезжать на свой первый саммит не зелеными учениками, а успешными политиками.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции