Андрей Фесюн, обозреватель РИА Новости, Хоккайдо.
Для Японии добиться успеха на саммите "восьмерки" - неважно, какого, пусть даже мнимого, но чтобы о нем можно было бы объявить своему народу - жизненно важно и необходимо. Правительство Ясуо Фукуды, который стал невольным заложником ошибок своих предшественников, за последние три-четыре месяца лишилась стольких процентов в рейтинге, что перестановки в нем кажутся премьер-министру единственным способом хоть как-то поправить дела, и будут проведены уже в конце июля.
Новые назначения премьер хотел бы связать (номинально) с новыми целями, которые поставлены решениями, принятыми у озера Тоя на северном острове Хоккайдо 7-9 июля, однако маловероятно, чтобы эта встреча имела какой-то значимый конкретный результат.
Тема глобального потепления и связанный с этмим призыв Японии объединиться в борьбе за сокращение выбросов угарного газа, производящего так называемый «парниковый эффект», не нашла должного понимания у самых непосредственных виновников подобной ситуации: США и Китая.
Если по результатам саммита в Хайлигендамме его участники согласились «серьезно рассмотреть» вопрос о снижении выбросов СО2 вдвое к 2050 году, то на этот раз, как хотелось бы Японии, они должны взять на себя конкретные обещания, что вряд ли произойдет.
Одной из основных причин этого и весьма серьезной проблемой стал вопрос о качественном членстве «восьмерки». Это - принципиальный момент, учитывая, что не входящая в клуб G8 Индия занимает пятое место в мире по объемам загрязнения окружающей среды, а Китай, также не являющийся членом «восьмерки», в прошлом году обогнал США по количеству промышленных выбросов и вышел на первое место. Президент Соединенных Штатов уже заявлял, что любое решение «восьмерки» будет бессмысленно без участия Индии и КНР.
Ситуация складывается парадоксальная: так называемые «развивающиеся страны» через 5-6 лет будут выбрасывать в атмрсферу больше «парниковых газов», чем развитые, однако они не имеют права решающего голоса, даже присутствуя на некоторых заседаниях «восьмерки» в качестве гостей, и считают, что, по крайней мере пока, основные сокращения и урезания должны осуществлять именно продвинутые державы.
Нет согласия в «клубе» и по вопросу количества его членов. Франция считает необходимым включить в состав Индию и Китай и ограничиться обсуждением и решением экономических вопросов, оставив политические Совету Безопасности ООН. Великобритания также поддерживает идею расширения. Германия же, Италия и Япония выступают против, опасаясь превращения «восьмерки» в обычное, пусть и элитарное, дискуссионное собрание (а Япония - еще и уменьшения своего и так сравнительно небольшого влияния на мировой арене). США также не горят желанием видеть новых членов, не без оснований считая, что им будет трудно критиковать, к примеру, КНР за искусственное удержание курса юаня или за нарушение прав человека, стань он полноправным членом группы основных стран мира.
Пожалуй, единственное полное совпадение устремлений все страны демонстрируют в отношении проблемы развития Африки. Однако и здесь, когда на свет «вылезают уши» истинных намерений откусить от еще не окончательно поделенного и разведанного пирога африканских природных ресурсов, ни одна страна "восьмерки" не может сравниться с масштабами Китая и Индии в их мощнейшем проникновении на черный континент.
Вопрос о глобальном росте цен на продукты питания как нельзя болезненен для японского премьера, в стране которого долгое время остававшаяся практически неизменной стоимость "пищевой корзины" в последние полгода неудержимо идет вверх.
Сам Фукуда, похоже, понимает, что ничего конкретного он предъявить народу, оппозиции и своей политической партии не сможет. Делая плохую мину при плохой игре, он уже объявил, что «восьмерка» не обязательно призвана выдавать конкретные результаты и призвал умерить ожидания.
Собственно, никто ничего и не ожидал.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции