Адалят Мадатоглу, заместитель главного редактора газеты «Капий» (Баку) - для РИА Новости.
Официальный визит Дмитрия Медведева в Азербайджан предоставил возможность азербайджанскому политическому истеблишменту, экспертам, политологам и просто наблюдателям ближе узнать нового президента Российской Федерации. Первое, что бросилось в глаза, - Дмитрий Медведев, как и Владимир Путин очень тщательно подбирает слова. Однако если Путин прибегал к лексемам внушительным, иногда сенсационным, то Медведев выбирал слова, исходя из их будущего соответствия практическим действиям, дабы они - слова - не расходились с делами и не шли в противоречие с предыдущими заявлениями.
На совместной пресс-конференции по итогам визита президент Азербайджана Ильхам Алиев сказал, что среди документов, которые были подписаны, следует выделить Декларацию о дружбе и стратегическом партнерстве между Россией и Азербайджаном: «Само название этой Декларации говорит за себя. И это не просто формулировка, в этом заложена суть наших отношений. Декларация охватывает все сферы нашего двустороннего сотрудничества, и очень отрадно, что вопрос, который в Азербайджане считается вопросом номер один, - урегулирование армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, также нашел отражение в этой Декларации. В ней сказано, что конфликт должен быть урегулирован на основе принципов и норм международного права, на основе резолюций Совета Безопасности ООН, решений ОБСЕ, в соответствии с принципами территориальной целостности, суверенитета и нерушимости границ государств. Мы благодарим Россию за эту позицию».
В свою очередь Дмитрий Медведев заявил, что проблема нагорно-карабахского урегулирования является сложным процессом, но Россия будет по мере возможностей помогать в его продвижении: «Есть какие-то небольшие сдвиги, во всяком случае, мы полностью поддерживаем возобновление прямых переговоров между президентами Азербайджана и Армении. Россия, еще раз подчеркиваю, и впредь будет оказывать содействие поиску взаимоприемлемого решения в этом вопросе».
Обращает внимание, что вместо громких фраз, вроде Россия поддерживает территориальную целостность Азербайджана и т.п., Дмитрий Медведев предпочел осторожное «взаимоприемлемое решение», - следует учесть, что до приезда в Баку российский президент принимал в Кремле своего армянского коллегу.
Лично у меня сложилось вполне благоприятное мнение о новом президенте РФ. Осторожность Медведева навела меня на мысль о том, что, возможно, он станет первым руководителем России, который все же поймет одну очень простую геополитическую истину - по всем политическим, экономическим, культурным, социальным и географическим параметрам Азербайджан более подходит России в качестве стратегического союзника, нежели другие страны СНГ.
Азербайджан и Россия имеют общую границу. Обе являются странами-поставщиками энергоресурсов. Ведут совместные разработки и особый интерес на Каспии. Следует также учесть, что в Азербайджане проживает более 200 тысяч этнических русских, действуют около двух десятков школ на русском языке, многочисленные СМИ работают на русском языке.
Местоположение и преимущества Азербайджана дают основания надеяться, что новый российский лидер имперскому романтизму своих предшественников предпочтет геополитический и экономический прагматизм.
Однако, для урегулирования карабахского, армяно-азербайджанского конфликта, ключи от которого, безусловно, находятся в Москве, одного прагматизма недостаточно. Важно понять, что самой большой проблемой или, выражаясь словами президента страны Ильхама Алиева, «вопросом номер один» современного Азербайджана является Карабах.
В связи с визитом Медведева в Баку следует обратить внимание и еще на два важных момента - выдвижение в качестве кандидата в президенты США Барака Обамы, который уже начал бредить об «армянском вопросе» и политический кризис в Турции. Подверженность Обамы пресловутому обаянию армянского лобби, безусловно, будет подталкивать Азербайджан к еще большему сближению с северным соседом. Что же касается кризиса в Анкаре, - в случае, если Конституционный суд Турции запретит правящую партию (ПСР), Великое собрание будет распущено, страна изберет новый парламент. По всей вероятности, у власти в Анкаре окажутся политики, которые ныне находятся в оппозиции и критикуют правительство Эрдогана, взявшего курс на безоговорочное вступление в ЕС. При таком раскладе уже в ближайшем будущем мы станем свидетелями интенсивного тактического сближения России, Азербайджана и Турции, которые сосредоточат в своих руках все энергетические рычаги Евразии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции