Рейтинг@Mail.ru
Телесезон. Занавес опускается - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Телесезон. Занавес опускается

Читать ria.ru в
Дзен
ТВ - это театр. В широком смысле слова. Но телевизионный сезон не может оборваться посреди года, как сезон театральный. Здесь экран не гаснет, а занавес опускается медленно и в принципе почти незаметно для зрителя. Только в один прекрасный день мы обнаруживаем, что нет вот этой программы и той, и вон той... Что зачастили повторы сериалов, худфильмов, юбилейных торжеств. Что сетки каналов представляют собой что-то вроде свалок мусорных фильмов и телепередач. И тогда понимаешь, что сезон кончился. Можно и подводить итоги. Пока предварительные...

Блог автора    

ТВ - это театр. В широком смысле слова. Но телевизионный сезон не может оборваться посреди года, как сезон театральный. Здесь экран не гаснет, а занавес опускается медленно и в принципе почти незаметно для зрителя. Только в один прекрасный день мы обнаруживаем, что нет вот этой программы и той, и вон той... Что зачастили повторы сериалов, худфильмов, юбилейных торжеств. Что сетки каналов представляют собой что-то вроде свалок мусорных фильмов и телепередач. И тогда понимаешь, что сезон кончился. Можно и подводить итоги. Пока предварительные.

Удачи и неудачи на официальном уровне посчитают по осени телеакадемики из ТЭФИ. Тогда же они сочтутся славой и бронзовыми Орфеями, после чего поставят под сомнение собственные решения и начнут выяснять друг с другом отношения. Кто-то непременно задастся риторическим вопросом: не пора ли что-то поменять в Консерватории?

Ждать этого момента истины почти два-три месяца. По сему на свой страх и риск попробую оглянуться на то, что прошло и слегка быльем поросло.

Будем условно считать рубежом между двумя телесезонами субботу, 29-е июня, когда Владимир Познер провел свою последнюю в этом сезоне авторскую программу «Времена» и простился со зрителями до сентября.

Программа знаковая. Ведущий знаковый. Уход его со своей командой  в отпуск - знаковый. Стало быть, все правильно. Занавес опустился и надо подумать: есть ли о чем думать? Или, хотя бы: есть ли, что вспомнить?

Пожалуй, что есть.       

Под Новый год телеканал «Россия» показал сериал Сергея Урсуляка «Ликвидация», удостоившийся высоких оценок со стороны профессиональной критики, и не обделенный вниманием широкой публики. Пресса была обильной, рейтинги - сумасшедшими. Вес зрительского успеха от того, что сериал - еще и удавшийся опыт художественного мифотворчества. Отыне одесский еврей Давид Гоцман стал в ряд других мифологических героев - Чапая, Максима, Пархоменко, Исаева-Штирлица, Глеба Жеглова.

На сериальном фронте то была, пожалуй, единственная значимая удача. А претензий к качеству телевизионного кино - много больше. Одну из них следует адресовать сериалу «Война и мир».

Гора копродукции родила мышь. Правда, размером с гору. Получился клип, отменно длинный. Получился большой пребольшой проморолик массивного литературного сочинения. Не без морали, суть которой: любить, жениться и рожать лучше, чем воевать, убивать и умирать. От великого романа произошла заурядная замыленная мораль.

Достоевскому повезло несколько больше, чем Шолохову и Толстому. Но все равно экранизация «Преступления и наказания» (режиссер Дмитрий Светозаров) сильно разочаровала. Киношный Раскольников с повинной явился не потому, что совесть заела, а потому, что родные и близкие его к этому побудили. В финале так он вообще пожалел о своем чистосердечном признании, о том, что он так и не смог перешагнуть через малую толику крови.

Если бы только «наказанием» Достоевского закончился минувший телесезон, то все было бы не так плохо.  

На Первом прозвучала шутка, в которой слишком велика была доля истины. Выскакивает на сцену заполошный веселый и находчивый игрок с криком, что поскольку на НТВ нет туалета, так они все в эфир делают. Я бы на месте создателей «Программы максимум» обиделся и сказал: «Чем кумушек считать трудиться...».

Но и это ладно. Не складно другое.

Все-таки, нехорошо, что две важнейшие в стране избирательные кампании - думская и президентская - так и остались незамеченными нашим телевидением. По календарю смотришь: вроде они были. А перебираешь в уме телевпечатления - и вспомнить нечего.

Зато невозможно позабыть две политические агитки: «Большую игру» в геополитику Михаила Леонтьева  и «Гибель империи. Византийский урок» отца Тихона Шевкунова.

Первая о том, как российскую империю все предшествующие века обижали сначала Британия, за ней и по сию пору - Штаты.

Вторая - о том же, с той только разницей, что проблемы государства россйиского спроецированы на историю Византийской империи. Поэтика этого очередного исторического назидания восходит к хорошо известной практике фотохудожника Екатерины Рождественской. Тут и там беллетристы наряжают наших современников в одежды иных эпох, чтобы они выглядели солиднее, импозантнее, духовнее и величественнее. С первого взгляда: боже, что это за царственные особы. Приглядишься: ба, да это знакомые все лица... по их мельканиям в телевизоре.        

Не был  лишен историко-политического подтекста и широко отмеченный в эфире юбилей смерти товарища Сталина. Хоронили вождя на сей раз так подробно, так торжественно, что можно было подумать, будто он все еще живой. Будто он все еще реальный игрок на политической сцене.

Может, он и реальный, но делить славу ему приходится с массовой культурой. И не просто делить, но и соперничать с ней. Символично, что почти одновременно с поминальными программами о Сталине на Первом канале было показано шоу «претенциозной блондинки» Мадонны. 

Развлекательный крен телевизионного корабля в этом году оказался, как никогда, сильным.

Отдельной строкой надо упомянуть самоигральные зрелища - конкурс «Евровидение» и хоккейно-футбольные чемпионаты.      

Другим утешением могли бы послужить пародийные программы «Большая разница» и «Перестройкаперисхилтон». Есть другие фиговые листки на непристойном теле отечественного ТВ - «Исторические хроники Николая Сванидзе», цикл «Закрытый показ» и, разумеется, Михаил Жванецкий в роли «Дежурного по стране».

Есть еще альтернативное телевидение, кое представляет телеканал «Культура» со своими дискуссионными программами «Тем временем», «Апокриф», с долгоиграющими проектами «Линия жизни», «Театральная летопись», «Эпизоды». Было два замечательных просветительских сериала - «Сквозное действие» и «На фоне Пушкина... 1937-ой год».

Но все равно удивительно: как этот перегруженный и скособочившийся корабль еще не перевернулся?..

...Все-таки, сколько бы мы не пеняли на телевидение, стоит осознать и признать, что мы живем в сложно-пересеченном пространстве, где язычество, мифология, религия и политика не просто - соседи или враги, но и кровные родичи. Отсюда многие общественные коллизии.

Религия уж сколько веков старается размежеваться с язычеством, и чего только для этого ни делала, а все не выходит. И потому Церковь злится на Масскульт, ревнует к Масскульту. В свою очередь массовая культура истово дразнит религиозные и политические институты, чем набивает себе цену на рынке.

Мадонна, по ходу шоу распявшая себя на прозрачном кресте в непосредственной близости от похорон Сталина и выборов президента - пожалуй, самый выразительный символ быстро текущего времени.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала