Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
В Монголии на прошедших 29 июня парламентских выборах, по предварительным данным, с подавляющим преимуществом победила Монгольская народно-революционная партия (МНРП), ориентированная на тесное экономическое сотрудничество с Россией. Это дает шанс российским компаниям увеличить свое присутствие в этой стране. Однако проигравшая выборы оппозиция не хочет признавать их результатов.
Монголия обладает богатейшими минеральными ресурсами (медь, золото, уголь, уран). При этом страна является одной из самых бедных в регионе: размер ВВП на душу населения составляет $3,2 млрд. Неудивительно, что главные соперничавшие на выборах в Великий государственный хурал (парламент) партии активно обещали населению возможность получить часть доходов от природных богатств страны. Лидер оппозиции - Демократической партии Монголии - Цахиагийн Элбэгдорж привлекал голоса избирателей правом получить «долю от природных богатств» в размере 1 млн тугриков ($860 долл.). Но правящая МНРП (существующая с момента образования Монголии в 1921 году и имевшая перед выборами шаткое преимущество в парламенте) оказалась щедрее: она обещала каждому монголу по 1,5 млн тугриков ($1300) из фонда «Дары родины».
Так и или иначе, по предварительным данным, убедительную победу одержала МНРП. Из 76 мест в хурале ей, по меньшей мере, достанется 44 места, что дает ей возможность самостоятельно сформировать новый кабинет во главе с ныне действующим премьером Санжийном Баяром.
Санжийн Баяр относительно недавно, в апреле этого года, был в Москве и основным лейтмотивом его визита, было возрождение и расширение экономических связей между двумя странами. До распада СССР примерно 80% внешнеторгового оборота Монголии приходилось на Советский Союз. Период же, когда в России и Монголии начались экономические и политические преобразования, оказался потерянным для внешнеэкономических связей двух стран. Если в 1990 году товарооборот между двумя странами доходил до $840 млн, то в середине 1990-х он упал ниже $200 млн. Место распавшегося СССР в Монголии быстро заняли зарубежные конкуренты, в первую очередь - Китай и Япония, заполонившие страну потребительскими товарами.
Но в 2000-е годы в российско-монгольских экономических отношениях вновь наметилась положительная динамика. Сейчас товарооборот между двумя странами растет на 20-25% ежегодно. Пока по объему он все еще уступает уровню советского периода, достигнув в 2007 году $667 млн. Но при нынешних темпах роста совместная задача двух стран вывести товарооборот на уровень $1 млрд к 2010 году выглядит вполне выполнимой.
Основными российскими активами в Монголии на сегодняшний день по-прежнему остаются совместные предприятия, построенные около полувека назад: предприятия цветной металлургии - «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет» - и Улан-Баторская железная дорога, которые дают около 20% всего ВВП Монголии.
Переговоры об активизации сотрудничества в рамках этих СП велись в апреле в Москве. Кроме того, нынешнее руководство Монголии готово передать "Роснефти" более ста АЗС на территории страны при сохранении нынешних цен на топливо. (Монголия на 90% зависит от поставок российских нефтепродуктов.)
Однако крупным российским компаниям хотелось бы напрямую инвестировать в еще не разработанные месторождении полезных ископаемых Монголии. Не исключено, что в результате победы МНРП на состоявшихся выборах России может достаться золотомедное месторождение Оюу-Толгой (оцененные запасы - 30 млн тонн меди и 8 000 тонн золота), интерес к которому проявляли "Русал", "Норильский никель" и другие российские компании. Кстати, именно по инициативе кабинет Баяра канадская компания Ivanhoe Mines потеряла контроль над Оюу-Толгоем.
Кроме того, в ближайшее время будет решаться судьба одного из крупнейших в мире угольных месторождений Таван-Толгой (по оценкам, около 6 млрд тонн угля, 40% которого приходится на коксующийся). Этим месторождением интересовались "Северсталь", "Ренова" и "Базэл".
Еще большие перспективы сулит совместная разработка урановых месторождений в стране. По запасам урана Монголия занимает одно из лидирующих мест в мире: вероятные запасы атомного топлива в стране составляют 1,4 млн тонн. Крупнейшие месторождения Монголии - Дорнодское и Гурванбулганское, в недрах которых, по предварительным расчетам, содержится не менее 40 тыс. тонн урана.
На Дорнодском месторождении с 1989 по 1996 год уже работало совместное российско-монгольское предприятие по добыче урана. Однако спустя семь лет оно было закрыто, так как тогдашние цены на уран не покрывали расходов на его добычу. Сейчас же с рентабельностью добывающего предприятия не должно быть проблем: цена за фунт оксида урана уже находится на уровне $60, а к 2010 году, по оценкам, составит не менее $90. В основу сотрудничества может быть положена прежняя схема: в Монголии уран будет добываться, а на территории России на Приаргунском производственном горно-химическом объединении (ППГХО) в Забайкальском крае - проходить обогащение.
Однако, в любом случае, России придется выдержать серьезную конкуренцию в борьбе за вышеназванные проекты с зарубежными конкурентами, в первую очередь, из Китая и Японии. Однако явный проигрыш на выборах в хурал Демократической партии Монголии, ориентирующейся исключительно на Запад, существенно ослабил позиции западных компаний в борьбе за монгольские активы.
Поэтому не удивительно, что через два дня после выборов в парламент проигравшая оппозиция стала добиваться силового пересмотра результатов выборов, собравшись около здания МНРП в Улан-Баторе и устроив попытку очередной «оранжевой» революции.
Центральная избирательная комиссия Монголии пока официально не объявила победителя прошедших парламентских выборов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.