Юрий Борко, профессор, главный научный сотрудник Института Европы, для РИА Новости.
Россия и ЕС начинают 4 июля в Брюсселе переговоры по новому оформлению отношений. Все, что было сделано до сих пор, - это итог совместных усилий, предпринятых в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанном ими в 1994 году и завершившем свое действие в ноябре 2007 года. Саммит в сибирском Ханты-Мансийске как раз и дал старт переговорам по поводу нового соглашения.
Решение принято, шампанское выпито, но судьба переговоров не предсказуема. По словам г-жи Бениты Вальднер-Ферреро, члена Европейской Комиссии и участницы саммита, они будут трудными и длительными. Если прибегнуть к столь популярной ныне спортивной терминологии, переговоры можно уподобить бегу с препятствиями, где нет ни установленной дистанции, ни фиксированного времени бега, ни места финиша.
У обоих партнеров нет какой-либо позитивной альтернативы новому соглашению. Оба одинаково нуждаются в юридическом документе, который должен отразить огромные изменения, происшедшие в России, в ЕС, в мировой политике и экономике. Решающим фактором успеха будет политическая воля участников переговоров и их готовность к компромиссам.
Ни Москва, ни Брюссель пока не были готовы идти навстречу друг другу в той мере, в какой это необходимо. Может быть, официальное заявление о начале переговоров означает и готовность к поиску таких компромиссов. Во всяком случае, впечатляет то, что первый раунд переговоров начнется в Брюсселе 4 июля, через неделю после саммита. Видимо, принято и предложение российского президента подготовить базовое соглашение в виде рамочного документа, не перегружая его деталями, которые будут конкретизированы в последующих специализированных соглашениях, посвященных отдельным направлениям сотрудничества.
Что касается будущих специализированных соглашений, то в Москве и Брюсселе некоторые варианты уже назывались, прежде всего, об энергетическом сотрудничестве, а также по науке и технологии, торговле и инвестициям (после вступления России в ВТО), о переходе к безвизовому режиму между Россией и ЕС и т.д. Не исключено, что некоторые секторальные соглашения будут готовиться параллельно с базовым документом, однако в целом создание комплекса таких документов будет следующим этапом формирования новой политико-правовой базы стратегического партнерства России и ЕС.
Начинающиеся переговоры будут сложными, так как они, несомненно, затронут три вопроса, по которым взгляды Москвы и Брюсселя резко расходятся. Во-первых, в последние годы в странах ЕС и в его институтах осуждаются некоторые важные аспекты внутренней политики российских властей, интерпретируемые как отход от основных ценностей и принципов демократии, положенных в основу СПС. В общем, такую же оценку действиям властей дают оппозиционные партии и правозащитные организации в самой России. Но позиция российской делегации на переговорах, скорее всего, будет соответствовать подходу, который был недавно сформулирован министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Россия, заявил он, вступила на путь глубочайших и мирно осуществляемых преобразований; она будет продвигаться «в рамках универсальных демократических ценностей», однако «собственным, а не навязанным извне путем, уважая и сохраняя свои вековые традиции». Следует подчеркнуть, что и нынешний российский президент Дмитрий Медведев и его предшественник Владимир Путин являются сторонниками открытого общественного диалога Россия-ЕС по этому кругу проблем. Но в Москве возражают против того, чтобы развитие сотрудничества ставилось в зависимость от того, как оценивают в ЕС сложный и подчас противоречивый процесс развития гражданского общества и демократических институтов в России.
Во-вторых, сложнейшей темой переговоров будут проблемы создания общего энергетического рынка и обеспечения равной энергетической безопасности в Европе. Пока энергетические стратегии, на которых настаивают Москва и Брюссель, носят взаимоисключающий характер. Ситуация осложняется тем, что фактически у Евросоюза нет единой концепции, и стратегия, предлагаемая Европейской Комиссией, отвергается многими государствами-членами ЕС, в том числе Германией, Францией, Италией и т.д. Автор данной статьи не является специалистом в вопросах энергетики. Но для начала представляется разумным шагом к сближению позиций закрепление в новом базовом соглашении равного права стран-производителей и стран-потребителей осуществлять политику географической диверсификации направлений экспорта/импорта нефти и газа, а также путей их транспортировки.
В-третьих, одно из наиболее острых политических противоречий между Россией и ЕС возникло в европейском и закавказском регионах СНГ. В сущности, они выступают как конкуренты в борьбе за экономическое и политическое влияние в расположенных здесь странах. Москва и Брюссель по-разному оценивают внутриполитическую ситуацию в Украине, Беларуси и Грузии. Резко расходятся их взгляды на методы урегулирования «замороженных конфликтов»: Приднестровье в Молдавии, Абхазия и Южная Осетия в Грузии, армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха. С этой точки зрения, одним из позитивных итогов состоявшегося саммита можно считать то, что его участники договорились сохранять существующие форматы решения замороженных конфликтов. В целом, встреча в Ханты-Мансийске оказалась, пожалуй, самым плодотворным саммитом Россия-ЕС за последние три года. Но обоснованность такой оценки подтвердят или опровергнут итоги первого раунда переговоров в Брюсселе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции