МОСКВА, 30 июн - РИА Новости, Андрей Резниченко, Дмитрий Сокуренко. РАО "ЕЭС России" 30 июня завершает свою работу, уходя в историю и оставляя после себя совершенно новую конфигурацию российской электроэнергетической отрасли. Председатель правления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс в ходе завершающей пресс-конференции в понедельник подведет итоги реформирования отрасли и своей работы на посту главы крупнейшего энергохолдинга.
Причины реформы РАО "ЕЭС России"
Необходимость реформирования российской электроэнергетики стала очевидной в середине 90-х годов XX века. Еще в 80-е годы генерирующие мощности обновлялись медленнее, чем росло потребление электроэнергии. В следующее десятилетие, в период общеэкономического кризиса в России, объем электропотребления существенно сократился, а процесс обновления мощностей практически остановился. К этому времени большинство оборудования на генерирующих станциях морально и физически устарело. По ряду таких ключевых технологических показателей, как удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность, российские станции существенно уступали своим аналогам за рубежом. При этом у предприятий отрасли отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению. Как следствие - в отдельных регионах страны происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий.
Для замены существующих и строительства новых генерирующих мощностей требовались значительные средства. Поразивший к тому времени страну экономический кризис не позволял рассчитывать на бюджетное финансирование. Увеличение тарифов также не принесло бы желаемого эффекта. Страну поразил кризис неплатежей, и электроэнергетическая отрасль не стала исключением. Так, в 1998 году потребители оплачивали лишь 85% электрической и тепловой энергии, при этом лишь 20% вносилось деньгами - подавляющая часть платежей происходила в форме взаимозачетов и бартерных сделок.
ГОЭЛРО-2 или Чубайс в действии
Анатолий Чубайс и его команда пришли в РАО "ЕЭС России" весной 1998 года. Основной задачей на тот момент стало наведение элементарного порядка в компании. Цели и задачи реформирования отечественной электроэнергетики были впервые намечены в постановлении правительства РФ от 11 июля 2001 года и конкретизированы концепцией стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2003-2008 годы".
В результате первого этапа реформирования отрасли, проходившего с конца 2006 года по сентябрь 2007 года, состоялось обособление от РАО "ЕЭС России" двух теплогенерирующих компаний - ОАО "ОГК-5" и ОАО "ТГК-5", которые в итоге стали первыми в России частными генерирующими компаниями, созданными в процессе реформы. В результате доли участия российского государства в капитале генерирующих компаний составили: 26,43% в ОАО "ОГК-5" и 25,09% в ОАО "ТГК-5" (с учетом эмиссий дополнительных акций ОАО "ОГК-5" и ОАО "ТГК-5" в целях привлечения инвестиций).
В ходе второго этапа реформирования, который завершится к 1 июля 2008 года, произойдет обособление от РАО "ЕЭС России" всех компаний целевой структуры отрасли и прекращение существования самого РАО "ЕЭС" в качестве юридического лица. При этом государство полностью выйдет из уставного капитала ОГК и ТГК. По итогам завершения структурных преобразований государство будет владеть более 76% акций в ОАО "ФСК ЕЭС"; 100% акций в ОАО "СО ЕЭС"; более 59% акций в ОАО "ГидроОГК"; более 50% акций в ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС"; более 52% акций в ОАО "Холдинг МРСК"; более 52% акций в ОАО "РАО Энергетические системы Востока".
Миноритарным акционерам РАО "ЕЭС России" и частным инвесторам будет принадлежать: до 100% акций тепловых генерирующих компаний; до 100% акций энергосбытовых компаний; менее 24% акций в ОАО "ФСК ЕЭС"; до 40% акций в ОАО "ГидроОГК"; менее 50% акций в ОАО "Интер РАО ЕЭС"; до 48% акций в ОАО "Холдинг МРСК"; до 48% акций в ОАО "РАО Энергетические системы Востока".
Так, на момент завершения реорганизации отрасли, крупными пакетами акций генкомпаний владеют "Газпром" (ОГК-2, ОГК-6, "Мосэнерго"), "Норникель" (ОГК-3, ТГК-14), немецкий энергетический концерн E.On (ОГК-4), итальянский концерн Enel (ОГК-5), финский энергоконцерн Fortum (ТГК-1, ТГК-10), "Лукойл" (ТГК-8), российско-немецкий консорциум компаний RWE и "Синтез" (ТГК-2), группа "Онэксим" (ТГК-4), "КЭС-Холдинг" (ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9), инжиниринговая "Группа Е4" (ТГК-11), СУЭК (ТГК-11, ТГК-12, ТГК-13), компания "Энергопромсбыт" представляющая интересы РЖД и ЕСН (ТГК-14).
Суммарный объем привлеченных в российскую электроэнергетику частных инвестиций за счет размещения и продажи акций ОГК и ТГК по состоянию на конец июня 2008 года превысил 837 миллиардов рублей. Через процедуру размещения дополнительных акций среди инвесторов прошли 17 ОГК и ТГК. Суммарный объем привлеченных средств составил 442,63 миллиарда рублей. Эти средства идут на реализацию инвестиционных проектов генерирующих компаний. Кроме того, 388,35 миллиарда рублей частных инвестиций было привлечено за счет продажи приходящихся на долю государства пакетов в 14 генкомпаниях. Средства от продажи акций, приходящихся на госдолю, пойдут на финансирование инвестиционных программ ФСК и ГидроОГК.
Что остается после РАО ЕЭС?
В итоге реформы, главными целями которой были названы привлечение инвестиций в развитие отрасли и создание конкурентного рынка электроэнергии, в России появилось шесть оптовых генерирующих компаний, сформированных по экстерриториальному принципу, и 14 региональных генкомпаний (ТГК). Кроме того, все гидрогенерирующие активы были консолидированы в ОАО "ГидроОГК" (с июня 2008 года компания носит название "РусГидро").
В отрасли, разделенной на монопольный и конкурентный секторы, были созданы независимые энергосбытовые компании, а электросетевые активы консолидированы в ряд холдингов, крупнейшим из которых является ОАО "Федеральная электросетевая компания", управляющая магистральными сетями ЕНЭС.
В стране появился конкурентный рынок электроэнергии, который к 2011 году должен быть полностью либерализован. Создано некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" для организации торговли и расчетов на оптовом рынке электроэнергии (мощности).
В 2008 году эти функции, в соответствии с новой редакцией закона "Об электроэнергетике", вместо НП "АТС" передаются 100%-ной дочерней компании партнерства ОАО "АТС", которая будет являться коммерческим оператором оптового рынка.
Энергетические активы Дальнего Востока и изолированных энергосистем, которые по технологическим причинам не могут участвовать в работе конкурентных рынков электроэнергии (мощности), консолидируются в холдинге ОАО "РАО Энергетические системы Востока".
Что делать после РАО ЕЭС?
После расформирования энергохолдинга ряд важнейших функций по управлению российской электроэнергетикой передаются воссозданному в мае Минэнерго РФ. Кроме того, премьер РФ Владимир Путин поручил Минэнерго взять на себя контроль над выполнением инвестпрограмм российских компаний, которые появились в ходе реформы. Возведение объектов электроэнергетики, в рамках генеральной схемы до 2020 года, потребует порядка 20 триллионов рублей, причем основная часть этих средств должна поступить из внебюджетных источников.
Кроме того, по мнению премьер-министра, наряду с вводом новых мощностей необходимо повысить энергоэффективность отечественной экономики не менее чем на 40% к 2020 году. Энергоемкость российской экономики в 2,3 раза превышает аналогичный показатель в целом по миру, а потенциал энергосбережения в ней оценивается на уровне около 40-45% текущего объема потребления энергии.
Еще одним аспектом, вызывающим беспокойство экспертов является потенциальная возможность появления новых монополистов. Акции генкомпаний свободно торгуются на рынке и, следовательно, в результате слияний и поглощений могут возникнуть ситуации, когда собственники крупных пакетов акций попытаются оказать давление на рынок.
Первые результаты реформы электроэнергетики будут получены уже в ходе предстоящего осеннее-зимнего периода 2008-2009 годов. Отрасль, лишенная централизованного управления РАО "ЕЭС", должна будет преодолеть пиковые нагрузки, традиционно возникающие в этот период. Этой теме было посвящено прошедшее в конце июня совещание в Минэнерго, в ходе которого министр энергетики РФ Сергей Шматко обсудил с представителями крупных акционеров - владельцев частной энергогенерации вопросы развития отрасли. Министр и энергетики рассмотрели исполнение инвестиционных соглашений, привлечение инвестиций в отрасль, поставку топлива, а также вопросы платы за технологическое присоединение генераторов к сетям. Особое внимание было уделено проблемам прохождения осенне-зимнего периода и определению дальнейших систем взаимодействия Минэнерго РФ с участниками рынка.
Послесловие
День РАО ЕЭС подошел к своему финалу. Солнце на эмблеме энергохолдинга заходит и вместо него поднимаются новые, дающие свет и тепло, компании. Каким он будет, этот новый день для нас, простых потребителей электроэнергии, покажет только время. В тоже время опыт реформы данной отрасли в других странах показывает, что без света никто из нас не останется...