МОСКВА, 27 июн - РИА Новости, Мария Ганиянц. Российскому государству нужно занимать более активную позицию в отношении кино, считает генеральный директор киностудии имени Горького Станислав Ершов.
"Кино - одна из самых рентабельных отраслей в мире. В СССР кино занимало второе место по доходам в общесоюзный бюджет, после госмонополии на алкоголь. Сегодня всего 3% населения страны охвачены кинопрокатом. Поэтому государству нужно занять более активную позицию", - рассказал в интервью РИА Новости гендиректор студии.
"Пока в России, в отличие от многих других стран, трудно прогнозировать прибыль от производства фильма: во-первых, доля отечественного кино в прокате невелика - примерно 25% рынка, во-вторых, в отличие, например от США, где 38 тысяч кинотеатров, в России всего 1,5 тысяч экранов", - пояснил он.
И это, при том, добавил Ершов, что существует потенциальная аудитория в 250 миллионов человек, "которые говорят на одном языке, любят кино и обладают единым менталитетом". "Существует также и объективные условия, если хотите, традиция "похода в кино", - барышне в провинциальном городке новое платье одеть можно только в кинотеатр", - продолжил он.
При этом, отметил Ершов, пока лишь четыре отечественные картины по итогам 2007 - первой половины 2008 года вернули вложенные средства.
Он добавил, что при минимальном текущем среднем бюджете фильма 2 миллиона долларов, чтобы вернуть все вложения, нужно собрать в прокате 8,5 миллионов долларов: как минимум миллион уйдет на рекламу, 0,5 миллиона на печать копий, 20% - дистрибьюторам, а половина от сборов - кинотеатрам.
Гендиректор студии уверен, что должно быть госрегулирование в сфере кино, а меры должны быть комплексными.
"Например, государство может включиться в систему проката и инвестировать в строительство сети кинотеатров. Необходимо сохранение и развитие механизма господдержки отечественного производства как минимум до момента формирования полноценной прокатной сети", - продолжил он.
Ершов пояснил, что не исключает и проведение протекционистской политики в отношении отечественных фильмов: "Наверное, не так, как в Китае, где допускаются к прокату лишь 12 иностранных картин в год, по числу месяцев, но что-то определенно делать надо и в этом направлении", - добавил он.
Директор киностудии напомнил, что кино - это еще и мощнейший идеологический рычаг. "Проект "Рембо" - был фактически госзаказом для популяризации службы в армии после войны во Вьетнаме. Я не понимаю, почему если предприятие сверх выгодно, то государство не должно принимать в этом участие", - сказал Ершов.
КИНО - ПОЗВОЛИТЕЛЬНАЯ РОСКОШЬ
Отвечая на вопрос, снимается ли на студии имени Горького собственное кино, Ершов рассказал, что киностудия поддерживает несколько артхаусных и дебютных проектов в год. "Например, традиционно мы поддерживаем фильмы Светланы Проскуриной - в прошлом году завершен фильм "Лучшее время года", который представлял Россию на фестивалях в Роттердаме, Сеуле, Пезаро, Варшаве, Лондоне. Одна из последних заметных дебютных работ - фильм Юлии Колесник - "Нижняя Каледония", - добавил он.
"Кроме того, пытаемся попробовать себя в коммерческом, прокатном кино на основе сопродюсирования. Сейчас мы участвуем в работе совместно с компаниями "20 век Фокс", Ялтинской студией и другими над фильмом Гарика Сукачева "Дом солнца". Но, как я уже говорил выше, прогнозировать прибыль от кино в нашей стране пока невозможно, поэтому творческая часть не приносит киностудии существенного дохода", - пояснил гендиректор.
По словам Ершова, студия зарабатывает в основном не на прокате своих фильмов, а на оказании услуг в области кинопроизводства: "У студии Горького превосходное оборудование, современные производственные линейки, лаборатория, лучшая в Восточной Европе студия долби-перезаписи", - сказал он.
Ершов напомнил, что лишь Мосфильм и студия Горького могут предложить полноценный цикл услуг. "Поэтому почти все самые заметные отечественные картины, в том числе, "12" Никиты Михалкова, "Ирония судьбы -2" Тимура Бекмамбетова, "Самый лучший фильм", "День выборов" и другие ленты на том или ином этапе производства проходили через технологическую базу студии Горького", - пояснил он.
Кроме того, Ершову удалось собрать под крышей киностудии лучшие компании в различных областях кинопроизводства.
УКРУПНЕНИЕ НЕ ИСКЛЮЧАЕТСЯ
Гендиректор считает, что киностудии, конечно, нужны более серьезные инвестиции для ее переоборудовании и модернизации, но в связи с остановкой приватизации "рассчитывать приходится только на себя".
Он также добавил, что не исключает "возможности объединения и укрупнения всех 27 российских киностудий, которые на 100% находятся в госсобственности".
По мнению Ершова, укрупнение и объединение мощностей полезно, так как некоторые студии находятся в упадке, иных и вовсе нет, а на их месте расположились торговые комплексы.
"Объединение киностудий возможно, на мой взгляд, вокруг основных базовых студий. Разработка концепции базовых студий и развития кино индустрии в нашей стране в целом - ближайший и самый актуальный и злободневный вопрос, в решении которого студия Горького принимает самое активное участия в настоящее время", - сказал он в завершение разговора.