С 24 по 29 июня в Москве проходит Архиерейский Собор Русской православной церкви. Минуло 20-летие с начала духовного возрождения страны и прошло четыре года со времени последнего Собора. Достаточные ли эти сроки, чтобы подвести итоги 20-летия свободы и итоги Собора в 2004 году и понять, как будет развиваться Русская Православная церковь в современном мире. Какие самые важные задачи социального партнерства предстоит решить церкви и государству? На эти вопросы РИА Новости ответили эксперты:
Если говорить серьезно, ни один из этих вопросов еще не решен. Но это не значит, что ничего не делается. Есть хорошая основа для развития сотрудничества, но и препятствий немало. Прежде всего - это тяжелое наследие атеистического государства, которое все еще весьма ощутимо и в российском законодательстве, и в сознании многих чиновников. В вашем вопросе использовано хорошее слово - партнерство. Очень надеюсь, что именно оно будет отражать характер отношений Церкви и государства. Пока же нередко складывается ощущение, что государство хочет использовать Церковь в своих целях. Да и Церковь, претендуя на «особые» отношения с государством далеко не всегда по настоящему озабочена реальным участием в решении тех или иных проблем.
Надо сказать, что для Церкви двадцать лет - это маленький срок. Быть может сегодня, когда все мы привыкли жить быстро, это звучит парадоксально. Но это так, ведь Церкви две тысячи лет. Во-вторых, надо уточнить: действительно ли это двадцать лет свободы? Да, все эти годы шло наше освобождение от тоталитарного государства и его последствий. Но наступила ли, и если да, то когда, настоящая свобода? Вот пример. Человек попал в автокатастрофу. У него переломаны руки и ноги, он оказался зажатым в машине. В какой момент можно сказать, что он свободен? Когда его, требующего медицинской помощи, извлекают из машины? Или когда он выписывается из больницы после лечения?
Так и Церковь: двадцать лет назад был снят гнет государственного атеизма, но восстановление полноценной церковной жизни все еще не закончено.
Я бы сказал так: прошедшие двадцать лет дали Церкви радость открытого свидетельства о Христе и надежду, что с Божией помощью, полноценная церковная жизнь будет восстановлена.
Второй важный аспект - это сотрудничество в социальной сфере. Наше государство занимается благотворительностью, поддержкой и так далее. Церковь тоже этим занимается, но есть много моментов нестыковки. Например, приход не имеет права заниматься благотворительной деятельностью. Но мы знаем, что священники и прихожане занимаются благотворительностью. А так как благотворительность связана и с финансовой деятельностью, они вынуждены создавать всевозможные подставные фонды. Так как приход не имеет права этим заниматься, а фонд имеет. Поэтому приход должен создать фонд, на который перечисляются средства и эти деньги расходуются на нуждающихся людей. Эта система усложняет процедуру благотворительность, необходимо поменять законы. На поверхности также лежит проблема эксплуатации памятников архитектуры.
Уходить от этих и других проблем нельзя, взаимодействие церкви и государства необходимо всем нам. Если сотрудничества не будет, то могут возникнуть социальные конфликты. Нужно вместе искать выходы их ситуаций, при этом не забывать, что церковь отделена от государства, и что у церкви и государства разные природы. Церковь - это установление Божие, а государство - установление человеческое. Слияние их невозможно и не нужно, но партнерские, рассудительные, уважительные отношения просто необходимы!