ЛОНДОН, 27 июн - РИА Новости, Александр Смотров. Ровно год назад, 27 июня 2007 года, пост премьер-министра Великобритании официально перешел от возглавлявшего британское правительство более десяти лет Тони Блэра к его бывшему министру финансов Гордону Брауну.
Первые 100 дней премьерства Брауна ознаменовались целым рядом свежих инициатив, которые британцы восприняли очень позитивно. Среди них - строительство нового дешевого и экологичного жилья в британской провинции и на бывших военных полигонах, новый комплекс конституционных мер для обеспечения прозрачности и ответственности властей перед народом, предложения по реформированию международных институтов, более сдержанные и деловые отношения Лондона и Вашингтона вместо закадычной дружбы Тони Блэра и Джорджа Буша.
Высоко оценили британцы и личность Брауна, который обещал избирателям "слушать и учиться", лично контролировал борьбу с наводнениями и вспышкой ящура летом 2007 года, а только что созданное им правительство четко и слаженно отреагировало на попытки терактов в Лондоне и Глазго.
Экономика ударила по политике
"Медовый месяц" Гордона Брауна, однако, продолжался недолго. Первым тревожным звонком в экономике, которую правящая Лейбористская партия и лично Браун как канцлер Казначейства, всегда называли главным двигателем успеха лейбористского правительства, стал кризис ипотечного банка Northern Rock.
Банк из Ньюкасла стал жертвой расползавшегося по миру кризиса ипотечного кредитного рынка США. Банк Англии был вынужден пойти на беспрецедентные финансовые вливания в размере 25 миллиардов фунтов стерлингов, которые в итоге так и не смогли удержать Northern Rock на плаву, и в феврале 2008 года он был национализирован.
Британия с каждой неделей все больше ощущала на себе последствия мирового роста цен на нефтепродукты и продовольствие. В начале лета этого года инфляция достигла рекордного с 1997 года показателя в 3,3%. Растет безработица среди британцев.
Во своих многочисленных выступлениях Браун сетует на то, что экономика страны испытывает на себе последствия мирового кризиса.
Однако эксперты указывают на то, что часть проблем в экономике вызвали и собственные действия британского правительства, включая меры, принятые Брауном в его бытность главой Казначейства.
"Вызванный мировыми проблемами экономический кризис - это одна сторона вопроса, но корни многих проблем стоит искать в десяти годах работы Брауна на посту канцлера", - считает бывший советник Тони Блэра по экономическим вопросам Дерек Скотт.
В своем последнем бюджете Браун озвучил поначалу не вызвавшую большого резонанса реформу взимания подоходного налога, которая вступила в силу с апреля этого года. Основная ставка налога была снижена с 22% до 20%, но одновременно была отменена минимальная ставка в 10%. В условиях всеобщего подорожания жизни это стало дополнительным ударом по наиболее уязвимым социальным слоям - молодежи, малообеспеченным британцам, пожилым людям и государственным служащим.
Сам Браун подвергся в этой ситуации двойному остракизму - и за то, что заложил в бюджет "мину замедленного действия", и за неумелые попытки компенсации потерь от отмены 10-процентной налоговой ставки.
Потеря лица и райтинга
И оппозиция, и соратники по Лейбористской партии критикуют Брауна за непоследовательность в принятии решений и отсутствие определенной линии в поведении и реакциях на происходящие события.
Все это стоит нынешнему британскому премьеру уважения и доверия электората. По данным авторитетной службы исследования общественного мнения YouGov, в конце сентября прошлого года за Лейбористскую партию были готовы проголосовать 43-44% избирателей, а за оппозиционную Консервативную - 32-33%.
Многие ожидали, что Браун в этих условиях назначит досрочные парламентские выборы с тем, чтобы подтвердить полученный им премьерский мандат, а также обеспечить лейбористам еще пять лет пребывания у власти. Однако Браун решил выборы не назначать, а ухудшение экономической ситуации и привлекательные инициативы консерваторов начали понемногу "отщипывать" проценты у рейтинга лейбористов.
В настоящее время за правящую партию готовы голосовать лишь 23-25% избирателей - рекордно низкие показатели для британской послевоенной политики. В мае лейбористы проиграли выборы в местные органы власти, включая выборы мэра Лондона, а также уступили консерваторам депутатский мандат в одном из так называемых "надежных округов", издавна голосовавшем за Лейбористскую партию.
Радикально изменился и личный рейтинг Брауна - если год назад его позитивно оценивали 65% британцев, а негативно - 17%, то сейчас эти цифры словно поменялись местами: хорошо о Брауне думают лишь 16% опрошенных, в то время как 78% отзываются о нем неблаговидно.
В этих условиях уже внутри правительства и лейбористской фракции в парламенте стали раздаваться все более явственные призывы к тому, чтобы рассмотреть вопрос о целесообразности нахождения Брауна во главе партии и правительства. Депутаты беспокоятся и о том, насколько избираемой будет Лейбористская партия на следующих парламентских выборах.
Однако постепенно эти призывы поутихли, и аналитики видят несколько причин этому. "Во-первых, сейчас не лучший момент для перемен в партии, и скорее всего, у Брауна будет передышка до ежегодной партийной конференции в сентябре для выдвижения новых инициатив, но если он ей не воспользуется, то снова окажется в опасности", - считает политический обозреватель Би-би-си Ник Робинсон.
Во-вторых, по его словам, в настоящий момент внутри Лейбористской партии нет политика, который бы захотел или сумел бросить вызов лидерству Гордона Брауна.
Внешняя политика Брауна
Браун заступил на пост премьер-министра практически неискушенным в международной политике, поскольку все последние годы занимался исключительно экономическими вопросами.
Однако на посту главы правительства ему пришлось заниматься международными вопросами, и прежде всего, выстраивать отношения с США и Европой. Первым зарубежным визитом Брауна стала поездка в Берлин, вскоре после этого он побывал и в Вашингтоне. В целом, активность международных контактов Брауна за прошедший год не уступала активности его предшественника.
У Гордона Брауна установились хорошие отношения с президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель.
Британский премьер оказался в сложной ситуации с Лиссабонским договором о реформах Евросоюза. С одной стороны, Лондон сумел "выторговать" себе немало преференций и компромиссов при обсуждении этого договора, с другой - буквально перед завершением ратификации в британском парламенте против договора проголосовала соседняя Ирландия.
Британский парламент все же ратифицировал договор, будущее которого по-прежнему под большим вопросом. "Здесь Браун предпочел заслужить похвалы Саркози и Меркель, чем вызвать одобрение евроскептиков у себя на родине", - отмечает Ник Робинсон.
С самого начала своего премьерства, несмотря на ожидания многих британцев, Гордон Браун четко и недвусмысленно подчеркнул, что Вашингтон остается самым важным двусторонним партнером для внешней политики Лондона. При этом отношения двух стран перешли в более деловую плоскость, а сам Браун не слишком популярен и узнаваем в Штатах, в отличие от Блэра.
В ряде вопросов британский премьер предпочитает дистанцироваться от интенсивного вмешательства во внешнюю политику. В частности, это касается ближневосточного урегулирования и отношений с Россией, доверяя это своему министру иностранных дел Дэвиду Милибанду.
Хотя именно на первый год премьерства Брауна пришелся пик кризиса российско-британских отношений из-за "дела Литвиненко" и скандала вокруг Британского совета, постепенно ситуация нормализуется, а сам Браун готовится к первой двусторонней встрече с новым президентом РФ Дмитрием Медведевым на саммите "большой восьмерки" в Японии.
Прогнозы на будущее
После того, как Браун совершил свой первый большой "разворот" в политике в вопросе созыва досрочных парламентских выборов, они, скорее всего, будут отложены до крайнего возможного срока - мая 2010 года.
По мнению экономиста Билла Эммотта, за это время ситуация на мировых рынках, прежде всего азиатских, может сыграть на руку Великобритании и ее экономике, понемногу снизить темпы инфляции и снять болезненный вопрос снижения уровня жизни людей.
Кроме того, правительству во главе с Брауном предстоит сосредоточиться на внутренних вопросах, адресной социальной поддержке в отличие от общих и размытых социальных инициатив консерваторов. По мнению политических аналитиков, Браун должен подтвердить свой принцип "слушать и учиться", тогда избиратели смогут ответить ему симпатией.
Немаловажным моментом остается и поведение Консервативной партии во главе с энергичным и сравнительно молодым лидером Дэвидом Кэмероном. "Один или два больших потрясения или кризиса за оставшееся время могут заставить публику переосмыслить оценки того, что они думают о Гордоне Брауне и Дэвиде Кэмероне", - считает политический обозреватель Би-би-си Ник Робинсон.
Среди этих потрясений, по его словам, может быть что угодно - от теракта до внутрипартийного скандала.
Таким образом, за оставшиеся два года премьерства Гордон Браун, которому сейчас 57 лет, должен ответить на главный вопрос - зачем избирателям нужно еще пять лет правления лейбористов во главе с ним.