МОСКВА, 27 июн - РИА Новости, Оксана Прупис. Российские программы 30-го Московского международного кинофестиваля закрываются в пятницу в столичном Доме кино, передает корреспондент РИА Новости.
За эти дни в ней было показано около сорока новых отечественных картин, а также состоялись программы анимационного и документального кино и ретроспектива, посвященная 90-летию киностудии "Ленфильм".
"Не мне оценивать российские программы 30-го Московского международного кинофестиваля, поскольку я их составитель, это оценивает публика. Но стандартно было одно: у нас, действительно, огромная посещаемость, то есть, участники и гости фестиваля охотно и часто ходят на наши картины, причем, не только на программу "Новое российское кино", где было представлено 25 новых отечественных игровых картин, но и на программы "Новая российская анимация", "Новая российская документалистика", на ретроспективные программы", - рассказала РИА Новости художественный руководитель российских программ Ирина Павлова.
Кинодебюты нон-стоп
Павлова особо отметила новшество этого года - программу "Кинодебют.ru", в которую вошло около 15 фильмов.
"Главной нашей гордостью, главным нашим новшеством в этом году было то, что мы решили сделать программу "Кинодебюты нон-стоп", - поделилась она. - Дело в том, что очень много дебютных фильмов. Они, конечно, неравнозначны, они разноценны. Но всякий раз, когда выбираешь два-три дебюта в большую программу, думаешь о том, когда эти молодые и не очень молодые дебютанты смогут попасть в значительные программы крупных фестивалей. Смогут ли многие из них просто попасть на экраны кинотеатров, а не сразу перейти на экраны телевизоров и на DVD?"
"И когда Гильдия кинорежиссеров собрала вокруг себя практически всех молодых режиссеров, всех дебютантов, мы решили, почему бы не сделать для них специально отдельную программу. Хороши они или плохи, опытны или неопытны, выделяются зрелым талантом или медленно вызревают - какая нам разница? Мы должны помочь этим ребятам быть показанными на большом экране", - рассказала она.
Павлова подчеркнула, что эта программа имела большой успех как у простых зрителей, так и у кинематографистов. "Успех у программы огромный, на нее очень ходят, и главное, ведь очень часто бывает так: продюсер сделал кино и забыл о нем, как о страшном сне, с него уже ничего не получишь, не соберешь, как ему кажется, а здесь пришли фестивальные отборщики, пришли иностранные журналисты, что-то для себя отметили, чего, может, мы сами в этих фильмах не видим. И таким образом, мы даем толчок этим фильмам в новую большую жизнь", - сказала она.
Коллективная депрессия и непрерывный суицид
Одной из ключевых проблем современного российского кинематографа, по мнению Павловой, является увлеченность отечественных режиссеров мрачными, депрессивными, а порой и даже суицидальными идеями и темами без всяких к тому оснований и предпосылок. Именно поэтому среди фаворитов художественного руководителя российских программ - картина совсем иная - "Океан".
"В нашей российской программе собрано много интересных фильмов, я не хотела бы их выделять особо, но про один не могу не сказать. Это фильм "Океан" Михаила Косырева-Нестерова, - поделилась она. - У меня к этому фильму особое отношение. Косырев-Нестеров - дебютант, человек, которому за 30, он должен был дебютировать десять лет назад, но он закончил ВУЗ в нехорошее для себя и для дебюта время".
"Но когда человек приходит в кинематограф уже дожатым до предела, как пружина, и еще не перегоревшим, он выплескивается так, как может выплеснуться только художник, наголодавшийся по искусству, - уверена она. - Для меня было странно, что для реализации своей идеи, мечты он отправился на Кубу. Но отправился и снял кино на Кубе про кубинцев. Русский оператор, русский режиссер, русская компания. Почему не про своих? Когда я посмотрела картину, я поняла: наверное, потому, что такого праздника бытия среди простых, небогатых людей у нас не снимешь. Этот океан, это солнце дают людям колоссальный импульс к жизни. Даже если у них нет денег, если им изменяют любимые, если у них обижают детей, их темперамент и жажда жизни неуемны".
По мнению Павловой, не важно, получилась кубинская или российская картина. Важно, что "она сделана с нашим, русским представлением о реальности".
"Мне очень нравится этот фильм, но мне кажется, что его в России недооценят, потому что он не про нас, а тот праздник бытия, о котором он рассказывает, так нам сегодня нужен, как нужно и то качество искусства, и та энергетика, с которой он сделан, хотя ее сегодня тоже не особо здесь приемлют", - сказал она.
"Я вообще не знаю, почему так любят, холят у нас депрессивное, мрачное, неприязненное к жизни кино. Но его любят и выращивают. Ведь это никогда это не было свойственно нашему народу, - считает она. - Я не вижу в этом перспективы, даже если это сделано талантливо".
В качестве примера Павлова привела совсем новую картину, первый показ которой состоится в пятницу, "Сумерки" Владимира Мосса.
"Молодой режиссер, дебютант, у которого в жизни все неплохо, снимает про своих сверстников. И такой мрак! Такая депрессия! Ребята, да что же с вами происходит? Талантливые, снятые с высоким уровнем художественной культуры фильмы несут мне идею о том, что жизнь ужасна. Но ладно мне, я прожила эту жизнь, и я как-нибудь сама с этой жизнью разберусь, но они сверстникам несут эту идею, почти суицидальную", - рассказала она.
То же самое, по мнению Павловой, произошло и на завершившемся недавно 19-м Открытом российском кинофестивале "Кинотавр". "Гран-при получает фильм "Шультес". Почему кино, которое не любит жизнь, так любят у нас вершители кинематографических судеб? За что?" - возмутилась она.
"Если бы я выбирала для себя программу, я бы в нее включила со скрипом пять фильмов из всех 104, что сделаны сегодня. Я выбираю фильмы, которые соответствуют уровню искусства, и это не значит, что они все мне по сердцу, кто я такая, чтобы выбирать для себя? Я выбираю это для людей", - добавила Павлова.
Вот тебе, бабушка, и "Баксы", И "Юрьев день"
По разным причинам из программы российского кино 30-го Московского международного кинофестиваля были сняты две картины, принимавшие до этого участие в "Кинотавре". Это "Баксы" Гульшад Омаровой и "Юрьев день" Кирилла Серебренникова.
"С фильмом "Баксы" и с фильмом "Юрьев день" произошли перемены по разным причинам", - рассказала Павлова.
"Фильм "Баксы" Гульшад Омаровой генеральный продюсер компании Сергей Сельянов дал нам с удовольствием, но вдруг голландский дистрибьютор картины заявил, что у него свой взгляд на фестивальную политику в отношении этого фильма, и что российские фестивали его не интересуют, более того, он считает, что они будут фильму вредны", - рассказала она.
Таким образом, поскольку у продюсера с дистрибьютером был заключен контракт, и он встал под угрозу, то продюсер картину изъял. "Я разговаривала с голландским дистрибьютером компании "Фортиссимо", и мне совершенно холодно и жестко было отвечено: "Российские фестивали не входят в круг наших интересов". Они были недовольны даже тем, что фильм попал на "Кинотавр", - поделилась Павлова.
"Что касается фильма "Юрьев день", то тут тоже все связано с "Кинотавром", потому что опять-таки картину нам дали с удовольствием, и у нас есть благодарственное письмо о том, что оказали честь, пригласив нас в Российские программы, - рассказала она. - Однако, вопреки ожиданиям режиссера, фильм "Юрьев день" не получил на "Кинотавре" того успеха, на который режиссер рассчитывал".
По мнению Павловой, у жюри "Кинотавра" были какие-то серьезные претензии к картине, а "режиссер удар не держит, хотя это входит в профессию".
"Он объявил нам, что будет переделывать картину и везет для этого ее в Германию. Но в таком виде он ее больше не покажет, - рассказала она. - Мне кажется, что если ты сделал кино, то кто бы что бы тебе не говорил, ты должен в него верить и должен считать, что все, кто тебе говорит неприязненные слова - дураки, а ты один умный. Это тоже входит в профессию режиссера - держать удар".
При этом Павлова отметила, что Серебренникова просили оставить картину в российских программах и ее организаторы, и продюсер фильма Наталья Мокрицкая: "Мы его очень просили не делать опрометчивых шагов, к нему обращалась и генеральный директор фестиваля, но Кирилл Серебренников решил по-другому. Мы заменили одну картину дебютом "Шультес", другую - первым показом ленты "Наследники" и считаем, что эти замены были достойные".
Возьмите книжку и почитайте
Составитель и руководитель российских программ выразила сожаление, что в них не попала картина Кати Шагаловой "Однажды в провинции", которая принимает участие в основном конкурсе фестиваля.
"Мы не получили картину Кати Шагаловой "Однажды в провинции", а это, на мой взгляд, выдающаяся картина, неженское кино, мужская, мощная энергетика, - сказала она. - Но международная программа поставила эту картину в рамках международного фестиваля трижды, а фестиваль имеет право показывать картину только три раза. И как мы не просили заменить один из показов чем-нибудь, чтобы показать картину в российских программах, этого не случилось, и картины в нашей программе нет".
"Мне очень жаль, и я радуюсь только одному, что этот замечательный фильм показан в рамках Московского международного кинофестиваля, и мои поздравления режиссеру Кате Шагаловой, независимо от того, получит она какие-то призы или нет. Она молодец", - добавила Павлова.
Другая конкурсная российская лента "Сад" Серея Овчарова, снятая по пьесе Антона Чехова "Вишневый сад", по мнению Павловой, вызовет неоднозначную реакцию у критиков.
"Мне странной и неожиданной кажется лента Сергея Овчарова "Сад". У нее, наверняка, будут и горячие поклонники, и горячие ниспровергатели. Делать Чехова в жанре лубка, делать "Вишневый сад", который, практически, Библия русской интеллигенции, это смело. Но мне кажется, что эта смелость слегка избыточна, - считает она. - Я хорошо знаю Овчарова, люблю его манеру киноизложения, и то, что он обратился к Чехову, мне кажется невероятно важным открытием и даже новым поворотом в экранизации российской классики. Ну а те, кто кричит: "Это не Чехов", - возьмите книжку да почитайте".
РИА Новости - официальный информационный спонсор ММКФ.