Рейтинг@Mail.ru
Марк Франко: на саммите важно дать старт переговорам - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Марк Франко: на саммите важно дать старт переговорам

Читать ria.ru в
Дзен

Интервью РИА Новости главы представительства Европейской Комиссии в Москве Марка Франко в преддверии саммита Россия-ЕС в Ханты-Мансийске.

- О начале переговоров по новому соглашению о сотрудничестве РФ-ЕС будет объявлено в ходе предстоящего саммита в Ханты-Мансийске. Тем не менее, мандат Еврокомиссии на переговоры отягощен рядом двусторонних требований. В частности, Великобритания связала свои требования с делом Литвиненко, Литва - с поставками газа по нефтепроводу «Дружба» и рядом других требований, Латвия и Эстония - с проектом Северо-Европейского газопровода. Собирается ли ЕС поднимать эти вопросы в ходе переговоров, и не считаете ли вы, что это может создать дополнительные препятствия в переговорном процессе?

- То, что вы называете двусторонними проблемами, не будет обсуждаться в контексте соглашения, поскольку речь идет о договоре между ЕС и Россией, а не между членами ЕС и РФ. Тем не менее, вопросы, которые были подняты некоторыми членами Евросоюза, указывают на озабоченность по определенным вопросам, которую нужно принимать во внимание. Эти вопросы стоят на повестке дня и их нельзя игнорировать, ведя переговоры по всеобъемлющему соглашению. Но это не будут отображено в самом документе.  

- Будут ли эти вопросы подниматься на саммите?

- Я не знаю, в каком ключе будут эти вопросы упоминаться на саммите. На саммите важно дать старт переговорам, дать указания относительно природы соглашения, его рамок, всеобъемлющей концепции документа, поскольку это поможет нам вести переговоры и быстро найти такой подход, который бы позволил добиться успеха в этой работе.

- На переговорах по новому соглашению будут обсуждаться и вопросы поставок энергоносителей. Некоторые из стран ЕС считают, что ряд пунктов Энергетической хартии должен быть включен в этот документ. Россия считает неприемлемыми некоторые положения хартии, в частности, транзитного протокола к ней. Имеется ли у ЕС общая позиция по этому вопросу и как в Евросоюзе видят данную часть нового соглашения?

- Прежде всего, Европейский союз по-прежнему уверен, что России следует ратифицировать Энергетическую хартию, которую она подписала. Тем не менее, мы приняли к сведению тот факт, что Россия заявила, что на данном этапе не хочет ратифицировать Энергетическую хартию, потому что там есть пункты, которые не отвечают  ее интересам. Но Россия также заявляла на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, как и в ходе других мероприятий,  что она разделяет принципы Энергетической хартии и готова вести переговоры с партнерами на основе этих принципов. И ЕС намеревается исходить из этого и начать переговоры с российской стороной по поводу того, как принципы, с которыми Россия согласна, могут эффективно осуществляться посредством нового соглашения.

- В апреле Еврокомиссия направила письма в российские органы власти относительно условий получения долгосрочных виз гражданами ЕС. У России также есть определенные озабоченности, связанные с получением виз россиянами в некоторые страны ЕС. Какие проблемы, на Ваш взгляд, существуют в этой сфере и что нужно сделать для их разрешения?

- Проблема, о которой вы говорите, касается не столько виз, сколько разрешений на работу. Россия изменила свой подход к деловым визам и их использованию, обязывая людей, работающих в России, получать разрешения на работу. Раньше, кажется, до июля прошлого года, разрешение на предпринимательскую деятельность получалось вместе c долгосрочной деловой визой, и можно было работать в России без разрешения на работу.

Россия изменила часть законодательства в этой сфере, и теперь бизнесмен, въезжающий по многократной, к примеру, годовой деловой визе, может находиться в стране не более 90 дней в течение каждого периода из 180 дней. Если нужно остаться в стране на время, превышающее этот срок, необходимо каждые 180 дней получать рабочую визу.

Мы оспариваем не это. К чему мы стремимся привлечь внимание, так это к тому, что Россия ограничила количество выдаваемых разрешений на работу, поэтому бизнесменам сложно работать в России. Недавно было заявлено, что количество квот на московский регион почти исчерпан.

Это означает, что бизнесмены, которые хотят работать в России, инвестировать сюда средства, организовать здесь свой бизнес или развивать сотрудничество с российскими компаниями, не могут больше работать тут.

Это типичный пример того, как административные меры осложняют жизнь бизнесменам, что негативно скажется на прямых иностранных инвестициях и мотивации бизнесменов.

- Вы обсуждаете с российской стороной эту проблему?

- Мы обратили внимание различных уровней Федеральной миграционной службы, РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) и министерства иностранных дел на то, что это реальная проблема и что вопрос не в том, чтобы изменить визовый порядок, а в тяжелой процедуре получения разрешений на работу. В настоящее время из разных учреждений были получены разъяснения, согласно которым бизнесменам мешает работать не политика, а медлительность принятия бюрократических административных мер. Но мы надеемся, что компетентные власти, ответственные за это, как можно быстрее предпримут меры, чтобы снять эти ограничения на разрешения на работу, поскольку эти ограничения нанесут ущерб российской экономике.

- Как Еврокомиссия оценивает реализацию соглашения об облегчении визового режима?

- Я думаю, оно работает и выполняет свою функцию - облегчить условия поездок людей,  деловых поездок, в частности, для бизнесменов и журналистов. Конечно, его можно улучшить, и мы проводим регулярные встречи комитета по мониторингу, который обсуждает принятие мер, и совместными усилиями пытаемся понять, что тут можно сделать.

- На предстоящем саммите ЕС собирается поднять вопрос российско-грузинских отношений и урегулирования конфликтов в Грузии (Южной Осетии и Абхазии). Комиссар Ферреро-Вальднер заявила, что необходимо изменить миротворческий формат в конфликтных зонах. Какого рода изменения должны быть сделаны, чтобы отвечать требованиям всех вовлеченных сторон и не привести к росту напряженности?

- Европейский Союз обеспокоен ситуацией в Грузии. В последние недели мы организовали специальные миссии, в том числе, миссию высокого представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы, как в Грузию, так и в такой ее регион, как Абхазия. ЕС интенсифицировал диалог с грузинскими властями и властями отделившийся республики, находящейся на территории Абхазии, чтобы понять, как мы можем способствовать урегулированию.

Кроме того, мы активизировали диалог с российским властями. Спецпосланник  высокого представителя Питер Семнеби посетил Москву, чтобы обсудить с российской стороной ситуацию и возможные меры по ее нормализации.

В настоящий момент мы ведем интенсивные переговоры, пытаемся  способствовать урегулированию ситуации и подталкиваем все стороны к тому, чтобы они сели за стол переговоров. Я бы сказал, мы стараемся подуть на воду, чтобы она остыла, а не подливать масла в огонь.

- ЕС приветствовал доклад генсека ООН Пан Ги Муна по Миссии ООН в Косово и его намерение провести реконфигурацию гражданского присутствия  в крае и заявил, что это будет способствовать активизации развертывания  гражданской миссии ЕС в крае (EULEX). Россия не согласна с этим решением и заявила о том, что генсек ООН выходит за рамки своего мандата, а реконфигурация гражданского присутствия  должна быть одобрена Белградом и Советом безопасности ООН. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию? Будет ли она обсуждаться на саммите? 

- Скорее всего, этот вопрос будет поднят на саммите, потому что в этом и заключается цель таких мероприятий - чтобы два стратегических партнера обсуждали не только те вопросы, где наши позиции сходятся, но и те проблемы, по которым мы не согласны друг с другом. Косово -  вопрос, по которому наши позиции расходятся. Евросоюз всегда заявлял, что предпочел бы решение, которое было бы одобрено Советом Безопасности ООН и Белградом, в реализацию которого могла бы внести свой вклад Россия. К сожалению, это не удалось осуществить из-за прекращения переговорного процесса между Приштиной и Белградом, а также потому, что фактически не удалось найти в СБ ООН общую линию по этому вопросу.

Мы пришли к выводу, основываясь на докладах по Косово, что обстановка в крае нестабильна и нынешнее положение дел не должно сохраняться и дальше, в связи с чем мы взяли на себя ответственность за ситуацию в крае. Мы сожалеем, что российская позиция была не слишком открытой и конструктивной. Россия всегда говорила о том, чего нельзя делать и не говорила, что следует сделать.

Мы принимаем к сведению содействие России по поиску решений в рамках СБ ООН, но это потребует большей позитивной активности с ее стороны. Пока же мы продолжим совместную работу с генсеком ООН Пан Ги Муном. EULEX будет работать во взаимодействии с Силами ООН в Косово.

ЕС считает, что он не только способствует развитию края, но также вносит свой вклад в обеспечение стабильности в регионе, беря на себя ответственность за ситуацию, помогая Косово занять свое место на Западных Балканах и развивать свои административные и правительственные структуры,

- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на Западных Балканах, можно ли сказать, что кризис в регионе подходит к завершению?

- Когда речь идет о Балканах, сложно давать четкие прогнозы. Мы знаем, что позиция Белграда по Косово отличается от нашей. В данный момент в Белграде формируется правительственная коалиция, он открыт членству в ЕС и намерен приложить усилия в этом направлении. Мы считаем, это очень важный и позитивный шаг, и мы сделаем все возможное, чтобы помочь Сербии проделать этот путь. В частности, недавно мы подписали с Сербией Соглашение о стабилизации и ассоциации.

Что касается Македонии, мы надеемся, что после очередного тура выборов напряженность снизится и мы сможем продолжить конструктивную работу с правительством Македонии по членству в ЕС. Возможность начала переговоров зависит от готовности стороны начать эффективные переговоры по этому вопросу. Надеемся, что нормализация обстановки после нового тура выборов будет способствовать созданию условий для начала переговоров.

Ольга Протасенко

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала