Интервью министра иностранных дел Словении, председателя Совета ЕС по общим вопросам и внешним связям Дмитрия Рупеля РИА Новости в преддверии саммита Россия-ЕС.
- Как Вы оцениваете итоги словенского председательства в ЕС, насколько Любляне удалось продвинуться в реализации задач, заявленных в качестве приоритетов председательства?
- Словения провела 158 неформальных мероприятий, 25 из них прошли на министерском уровне. В ходе председательства состоялись три важных саммита ЕС с третьими странами и регионами (ЕС-США, ЕС- Латинская Америка и страны Карибского региона и ЕС - Япония).
Саммит ЕС-Россия состоится 27 июня. Нам очень приятно, что мандат на начало переговоров с вашей страной по новому соглашению о сотрудничестве был получен в ходе нашего председательства.
Одним из ключевых приоритетов нашего председательства было продолжение усилий по обеспечению стабильности на Западных Балканах. Мы добились успеха в завершении работы над Соглашениями о стабилизации и ассоциации со всеми странами региона и существенно продвинулись вперед в либерализации визового режима для этих государств. Это, на наш взгляд, важный вклад в укрепление стабильности, а в стабильности в этом регионе заинтересован как Евросоюз, так и Россия.
Я очень рад, что мы подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации с Сербией - фактически Сербия была в центре нашего внимания, как и в центре внимания всего Европейского Союза. Самое главное, что это окупилось: прогрессивные силы в Сербии занимают лидирующие позиции, население Сербии видит в ЕС друга. Югославский кризис подходит к завершению и, несмотря на вызовы, с которыми мы сталкивались в ходе председательства, мы на пороге улучшения ситуации в регионе.
Что касается европейской политики соседства, мы рады, что наше сотрудничество было усилено за счет ряда новых инициатив, таких как Барселонский процесс: Средиземноморский союз и польско-шведская инициатива по установлению «восточного партнерства». Конечно, не следует забывать и об инициативе «Черноморская синергия», где также принимает участие Россия.
Нам удалось укрепить межкультурный диалог в рамках ЕС и оказать содействие межкультурному диалогу со средиземноморскими странами, Западными Балканами и другими регионами. Устойчивым вкладом Словении в этой сфере является учреждение Евро-Средиземноморского университета в Пиране 9 июня. Нам, как первой славянской стране, ставшей председателем ЕС, удалось повысить осведомленность о славянском измерении нового, расширившегося Евросоюза и его новых соседей. В этой связи я хотел бы выразить удовлетворение тем, что в сотрудничестве в российской стороной и в рамках Форума славянских культур мы организовали великолепную выставку старинных славянских народных костюмов «Славяне Европы» в Брюсселе, которая открылась 5 июня.
- Одним из основных итогов председательства Словении в ЕС является получение Еврокомиссией мандата на начало переговоров по новому соглашению о сотрудничестве между ЕС и РФ. Как вы оцениваете перспективы начала переговоров по этому документу в ходе саммита Россия-ЕС в Ханты-Мансийске?
- О начале переговоров по новому соглашению между Россией и ЕС будет формально объявлено на саммите. Словенское председательство приложило много усилий, чтобы свести воедино позиции членов ЕС для утверждения директив на переговоры после почти двухгодичного тупика. Реальное начало переговоров состоится в июле 2008 года.
- Существует ли в рамках ЕС общее видение того, каким должен быть этот документ и какие расхождения между странами Евросоюза существуют на этот счет? Каким видят в ЕС будущее соглашение?
- Мы убеждены, что дальнейшее углубление стратегического партнерства между ЕС и Российской Федерацией очень важно и отвечает интересам обеих сторон. Окончательная форма, название и содержание нового соглашения между ЕС и Россией будут определены во время переговоров. Мы надеемся, что новый документ будет всеобъемлющим и охватит все сферы нашего взаимодействия.
- Переговоры по новому соглашению будут включать в себя вопросы энергетики. Многие члены ЕС выступают за включение в этот документ положений Энергетической хартии, поддержит ли Словения эту точку зрения?
- Энергетика - очень важный элемент отношений Евросоюза и России. Россия - наиболее важный, единственный поставщик энергии для ЕС, точно также как ЕС является единственным крупнейшим потребителем энергии. Нас связывают взаимозависимость и обоюдная выгода, и мы уверены, что нам необходимо развивать эти отношения.
Положения нового договора должны обеспечить взаимовыгодное, транспарентное и взаимно обязывающее партнерство в энергетической сфере. В свете достижения прогресса в переговорном вопросе Словения приложит все усилия, чтобы внести свой вклад в достижение благоприятного результата для всех заинтересованных сторон.
- В каком ключе, на ваш взгляд, будет обсуждаться на саммите международная проблематика?
- Само собой разумеется, что у ЕС и России как стратегических партнеров есть общие озабоченности по различным международным и глобальным проблемам. Потому очевидно, что в ходе саммита ЕС-Россия будут затронуты общие озабоченности по наиболее острым международным вопросам, а также состоится обмен мнениями по возможному взаимодействию ЕС и России по разным направлениям международной повестки дня.
Во многих вопросах международной проблематики наше мнение совпадает. Позвольте привести в качестве примера деятельность в формате «3+3»(«шестерки») по Ирану. В некоторых других случаях наши оценки совпадают не полностью, что нормально для дипломатических отношений. Саммит поможет прояснить точки зрения друг друга, мы приложим все усилия, чтобы свести воедино наши позиции там, где это возможно. Я убежден, что это в наших общих интересах.
- На саммите ЕС намеревается поднять вопрос состояния российско-грузинских отношений и урегулирования конфликтов в Грузии (Абхазии и Южной Осетии), заявляя о необходимости изменить миротворческий формат в конфликтных зонах. Как, по мнению европейской стороны, должен быть изменен этот формат, чтобы отвечать требованиям всех вовлеченных сторон?
- ЕС озабочен рядом событий, который усилили напряженность между Грузией и Российской Федерацией, а также нынешней ситуацией в конфликтных зонах в Грузии. Основная задача сейчас - снизить риск дальнейшей эскалации напряженности и предпринять шаги для дальнейшей нормализации обстановки в зонах конфликтов.
ЕС всегда подчеркивал необходимость урегулирования «замороженных» конфликтов исключительно мирными средствами, при уважении суверенитета и территориальной целостности Грузии.
Европейская сторона поддерживает продолжающиеся усилия по всеобъемлющему и устойчивому разрешению конфликтов в Грузии, в частности, усилия ООН в Абхазии и ОБСЕ в Южной Осетии. В то же время следует заметить, что Россия играет важную роль во всех этих усилиях.
Устойчивое урегулирование «замороженных» конфликтов в наших общих интересах, а от стабильной ситуации на Кавказе выиграют все соседние государства, включая Россию. Поэтому нам следует действовать максимально конструктивно в зоне нашего общего соседства, чтобы продвинуться в урегулировании «замороженных» конфликтов и способствовать долгосрочной стабильности в регионе.
Что касается Южной Осетии, есть обеспокоенность в отношении того, что существующий переговорный формат не слишком способствует разрешению конфликта и, может быть, пришло время, когда нужно изучить новые возможности. Но я бы хотел также подчеркнуть, что прогресс может быть достигнут только тогда, когда предложения будут приемлемыми для всех сторон конфликта.
ЕС по-прежнему поддерживает работу Группы друзей генсека ООН по Грузии в Абхазии и готов расширить свое участие. Мы уверены, что прямой диалог между Тбилиси и Сухуми на регулярной основе внесет существенный вклад в восстановление взаимного доверия сторон.
Ольга Протасенко