К методично регистирируемым общественностью признакам оттепели добавилось еще несколько знаковых событий. Они могут быть подвержены самой разной трактовке, но их «скрытый смысл» перпарируется легко. И эта операция в большей степени реализуемая, чем «вскрытие желудков», обещанное премьер-министром Владимиром Путиным участникам энергетического рынка...
Прежде всего речь идет о решении Федерального арбитражного суда Московского округа (ФАС МО), который вернул на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию дело PricewaterhouseCoopers (PwC). Напомню, что увлеченные делом ЮКОСа налоговики обвиняли эту мировую компанию с безупречной репутацией, члена мировой «большой четверки» аудиторов в помощи опальной нефтяной компании. Мало того, что мастера налоговых проверок не слишком глубоко разбираются в миссии аудита, в философии этой профессии - аудиторы лишь фиксируют проблемы, а не решают их и уж тем более не докладывают «куда надо» - политический заряд дела был слишком очевиден. Другой вопрос, что качество существовавшей до инаугурации нового президента политической среды способствовало успеху налоговиков в разных инстанциях: никто даже не обращал внимания на очевидные процессуальные нарушения. При этом все претензии, предъявлявшиеся PwC, были основаны на статье 169 Гражданского кодекса, признающей сделку недействительной, если она «противна» основам правопорядка и нравственности. Между тем, недавно пленум Высшего арбитражного суда (ВАС) разъяснил, что по налоговым делам эту статью применять нельзя. Поэтому у дела PwC есть все шансы быть спущенным на тормозах. Что станет очень серьезным позитивным сигналом для бизнеса - иностранного и отечественного, так и для общества.
В этой истории, конечно, велика роль «субъективного фактора», а именно председателя ВАС Антона Иванова. Он - один из моторов судебной реформы, которая стала политическим знаменем нового главы государства, а помимо этого, личный друг президента. И можно предположить, что обо всех позитивных изменениях в правовой среде, которая как зависела от текущей политики, так и зависит, президент наслышан. А эта самая среда от одной только позиции ВАС по одной-единственной правовой норме способна измениться сразу и едва ли не радикальным образом.
Нечто интересное начинает «завариваться» и вокруг дела Ходорковского. Сначала - активные обсуждения возможности его помилования, в том числе на президентском и премьерском уровнях. Затем - разговоры профессиональных юристов о варианте условно-досрочного освобождения (УДО) опального предпринимателя. Наконец, глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников внес поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие новый порядок исчисления сроков пребывания в следственном изоляторе (СИЗО), когда сутки в ряде случаева «засчитываются» за полтора или два дня в разных случаях. Льготный зачет пребывания в СИЗО может помочь Михаилу Ходорквоскому освободится в 2009 году, если, конечно, не будет дан ход его новому делу.
Надо ли напоминать, что, как и Антон Иванов, Павел Крашенинников - фигура, близкая действующему президенту и тоже один из персонифицированных моторов судебной реформы?..
Просто взять и помиловать Ходорковского - это значит признать, что никакой преемственности курса Путина нет. Этого Дмитрий Медведев пока не может себе позволить в сугубо имиджевом смысле - рано. Такая схема нарушает баланс в системе дуумвирата. А вот найти обходные пути для решения ряда проблем без ущерба для светлого образа нерушимого блока президента и премьера - это возможно.
Подобного рода действия укладываются в логику той самой, по определению Игоря Юргенса (главы Института современного развития, неформального мозгового центра президента), «молчаливой войны» (silent war), которую ведет новый президент с силовиками и теми, кто олицетворяет грубое вмешательство государства в экономику и политику. Политика - не всегда театральная сцена и поп-подиум. Многие вопросы, в том числе и существенные для общества, решаются тихо и, если угодно, келейно. Главное, чтгобы они решались. Громкие заявления и резкие публичные движения, пожалуй, и в самом деле разрушили бы дуумвират и спровоцировали бы уже «горячую войну» между сторонниками либеральной модернизации и авторитатного госкапитализма. Что не в интересах Дмитрия Медведева. И не в интересах страны: пусть изменения будут медленными, но при этом последовательными.
Андрей Колесников, The New Times - специально для РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции