Эксклюзивное интервью РИА Новости дала директор регионального офиса ЮНИФЕМ по СНГ Дамира Сартбаева.
- На Втором Евразийском саммите женщин в Астане (Казахстан) 25-26 июня соберутся сотни женщин из разных точек мира. Особо хотелось бы обратить внимание на представительниц постсоветских стран, которых, по понятным причинам, объединяет ряд схожих проблем. Какие из них представляются вам наиболее актуальными? И какое участие в их разрешении принимает Фонд развития Организации Объединенных Наций?
- СНГ - эта та территория, на которой не так давно произошли серьезные политические, экономические, социальные и культурные перемены. Болезненный переходный период повлиял на жизнь всех социальных групп, однако, по ряду параметров наиболее негативным воздействиям подверглись женщины и дети. Женщины столкнулись с бедностью, с безработицей, ухудшением здоровья, вытеснением из политики и с уровня принятия решений и многими другими серьезными проблемами.
Экономический рост, начавшийся в последние годы в странах СНГ, в какой-то степени улучшил положение женщин, создав условия для расширения их занятости, повышения минимальной и средней заработной платы, пенсионных выплат, материнских пособий и пособий на детей.
Несколько стран СНГ провели реформы гражданского и уголовного кодексов, некоторые (Украина, Грузия, Кыргызстан, Молдова) приняли законы по борьбе с насилием в отношении женщин. Кроме того, большинство стран недавно приняли либо готовятся принять законы о гендерном равенстве или о равенстве прав и возможностей между мужчинами и женщинами.
Примечательно, что все страны СНГ присоединились к Конвенции о ликвидации дискриминации женщин (CEDAW) и другим международным документам по правам человека. В целом можно сказать, что сейчас сложились более благоприятные условия в поддержку гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин.
Однако уже действующие законы часто бывают неэффективны из-за отсутствия действенных механизмов правоприменения и недостатка выделяемых ресурсов. Наиболее важными гендерными проблемами в СНГ, на мой взгляд, являются следующие:
- Экономические права женщин. Согласно результатам исследования, проведенного недавно ассоциацией "Женщины-предприниматели Таджикистана", из более 700 тысяч таджикских предпринимателей только 3% составляют женщины.
- Гендерные различия на рынке труда. Здесь усиливается горизонтальная сегрегация, ведущая к феминизации определенных отраслей, что порождает глубинные основы воспроизводства гендерного неравенства в будущем; Например, в Казахстане доля женщин, работающих в областях с более низкой заработной платой, составляет от 70% до 80%. Что касается вертикальной интеграции, в Казахстане 86% должностей первых руководителей и их заместителей в местных государственных органах приходится на мужчин. Женщины занимают, в основном, должности среднего управленческого звена.
- Доступ женщин к принятию решений. Участие женщин в политической жизни увеличивается медленными темпами. Существует типичная пирамида власти, где женщины присутствует на нижнем и среднем уровнях, но практически отсутствуют на высших должностях.
- Вопросы охраны здоровья женщин, профилактики и предотвращения ВИЧ/СПИДА остаются актуальными во всех странах СНГ. Кроме того, в последнее время заметно обострилась проблема бытового насилия, которая усугубляется отсутствием адекватного законодательства по предотвращению насилия в странах региона.
- Не могли бы вы подробнее рассказать о работе ЮНИФЕМ в целом.
- ЮНИФЕМ - это Фонд развития Организации Объединенных Наций, который оказывает финансовую и техническую поддержку программам по расширению прав и возможностей женщин и достижению гендерного равенства. ЮНИФЕМ в своей деятельности придерживается четырех стратегических направлений: сокращение бедности; искоренение насилия в отношении женщин; сокращение распространения ВИЧ/СПИДа среди женщин и девочек; достижение гендерного равенства в системе демократического управления.
Региональный офис ЮНИФЕМ начал работу в 1999 году в трех странах Центральной Азии - Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. С 2001 года осуществляется деятельность во всех 12 странах СНГ.
Мы поддерживаем инициативы в этой области наших национальных партнеров, с учетом региональных и глобальных обязательств. В качестве концептуальной базы используются Пекинская платформа действий, Декларация Тысячелетия и Конвенция ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин.
Совместная деятельность, на наш взгляд, уже помогла достигнуть существенных результатов в сфере улучшения положения женщин в регионе. Такие проекты, как поддержка прав женщин на владение и управление землей в ходе аграрной реформы в Таджикистане и Кыргызстане; внедрение гендерных подходов в национальные программы развития и бюджетирования в Молдове, Азербайджане, Армении, Таджикистане и Кыргызстане; гендерно чувствительные бюджеты в России и Казахстане; содействие в разработке и принятии законов по равным правам и борьбе с домашним насилием - это только самые значительные из длинного списка реализованных нами программ.
- Возглавляя офис ЮНИФЕМ в регионе СНГ, вам, вероятно, довелось близко познакомиться с гендерной ситуацией в странах Содружества. Где женщинам все-таки удалось занять заметные позиции в политике и бизнесе, а где их положение еще остается незавидным?
- Я сошлюсь на статистические данные. Самый большой показатель «женщин во власти» в Беларуси - около 29,1%. Наблюдается значительный рост женщин-депутатов в Таджикистане, Молдове и Кыргызстане. В Казахстане этот процент составляет 12,7%.
Главное, что присуще женщинам постсоветсткого пространства - это высокий уровень образования и правильные амбиции. Я думаю, эти качества являются залогом успеха на любом поприще.
Сам факт проведения в Астане Второго евразийского саммита, на который уже зарегистрировались более 250 делегатов-женщин, активно работающих в бизнесе, успешно развивающих свое дело на различных уровнях, наглядно подтверждает достаточно высокий уровень вовлеченности женщин в бизнесе в Казахстане.
- Расскажите, пожалуйста, о международной конференции «Прогресс через взаимодействие», которая состоится в рамках Евразийского саммита женщин.
- Наши знания и партнерские связи мы с большим энтузиазмом привносим в работу предстоящего Второго Евразийского саммита женщин. Нами приглашены эксперты из Молдовы, Кыргызстана и Таджикистана. Мы планируем провести две сессии: достижения и новые подходы в гендерной политике и социально-ответственный бизнес в гендерном разрезе.
На первой сессии будут представлены пути решения гендерных проблем и продвижения гендерного равенства в странах СНГ и в мире. В частности, опыт Молдовы по включению гендерных задач и индикаторов в рамки достижения Целей развития тысячелетия и в процессы по разработке национального Плана развития страны. Будет обсуждаться текущая ситуация по обеспечение не менее 30-процентного представительства женщин Кыргызской Республики в государственных органах и органах местного самоуправления в соответствии с международными обязательствами.
На второй сессии мы планируем обсудить направления совместных усилий государства, бизнеса и НПО для развития социальной и гендерной ответственности бизнеса. Будут представлены примеры корпоративных инициатив. Для компаний, стремящихся достичь международных стандартов ведения бизнеса, использование этого инструмента для улучшения своего имиджа на мировой арене становится необходимостью.
Компании в СНГ уже активно развивают корпоративную благотворительность, включая создание благотворительных фондов и проведение социальных программ. Отдавая должное их усилиям, необходимо отметить, что зачастую эти проекты выборочны и узко ориентированы. Необходим системный подход. Надеемся, что саммит откроет перспективы для привлечения ресурсов частного сектора для решения женских вопросов.
- Если соизмерять опыт продвижения женщин в бывших советских республиках с глобальной практикой, какие шаги необходимо предпринять в странах постсоветского региона, чтобы женщины смогли идти к цели наравне с мужчинами?
- Большинство мер, на мой взгляд, носят универсальный характер. В первую очередь, необходима прочная законодательная база, четкие механизмы применения принятых законов, повышение осведомленности о своих правах и обязанностях среди самих женщин.
В силу актуальности гендерных аспектов в национальных стратегиях планирования и бюджетирования, критическое значение имеет умение правительств проводить политику, в том числе экономическую, принимая во внимание дифференцированный и в то же время равноправный подход к мужчинам и женщинам, то есть осуществлять политику «с человеческим лицом». И в этом смысле гендерный подход, который строится с учетом различий нужд и интересов двух больших социальных групп общества - женщин и мужчин - является первым и необходимым принципом такой политики.