Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
20 июня стало известно, что премьер-министр Владимир Путин передал российского госмонополиста в сфере экспорта вооружений «Рособоронэкспорт» в собственность госкорпорации «Ростехнологии». Одновременно было объявлено, что правительство наконец-то согласовало проект указа президента России о передаче «Российским технологиям» госдолей примерно в 480 других предприятиях. Таким образом, обретает очертания промышленный монстр, интересы которого будут простираться от военно-промышленного комплекса до автомобилестроения и гражданской авиации.
Создать столь мощный, сколь и разношерстный промышленный конгломерат на базе «Рособоронэкспорта» было запланировано еще в ноябре 2007 года, когда указом тогдашнего президента Путина и были учреждены «Ростехнологии». Изначально планировалось передать «Ростехнологиям» около 250 федеральных государственных предприятий (ФГУПов) и ОАО с преимущественно государственным участием, представляющих в основном военно-промышленный комплекс.
В «Ростехнологии» - помимо «Рособоронэкспорта» - предполагалось включить: «Оборонпром» (практически все российское вертолетостроение); «Оборонительные системы» (производство средств ПВО и сложных радиоэлектронных комплексов); лизинговую компанию «Оборонпромлизинг»; «АвтоВАЗ»; корпорацию «ВСПМО-Ависма»; «Русспецсталь» (базовая компания для создания металлургического холдинга); концерн «Высокие технологии Р» (оказание услуг по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов), Промышленную энергетическую компанию (поставка электроэнергии и газоснабжение предприятий ВПК), «Р.Е.Т. Кронштадт» (разработка, производство тренажеров и программного обеспечения морского, авиационного и наземного назначения).
Но аппетиты главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова стремительно росли: в последствии список, передаваемого новой госкопорации имущества, по слухам, был расширен до 600 предприятий. Но в конечной редакции усилиями Минфина и Минэкономразвития их удалось урезать примерно до 480. К примеру, первым имущественным взносом государства в «Ростехнологии» стала передача госпакетов частно-государственного авиационного альянса «ЭйрЮнион» (AirUnion) в конце мая 2008 года. Но тогда же Чемезов предложил передать «Ростехнологиям» еще целый ряд российских гражданских авиакомпаний. Таким образом, до сих пор не исключена ситуация, когда в России останутся только две компании на рынке пассажирских перевозок, причем, обе, контролируемые государством: «Аэрофлот» и группа авиакомпаний, собранная под крылом «Ростехнологий».
В последний момент серьезным критиком проекта создания «Ростехнологий» в концепции Чемезова выступил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. В начале июня он заподозрил «Ростехнологии» в попытке «увода» доходов госбюджета и намерении провести «скрытую приватизацию» передаваемого госкорпорации федерального имущества.
Тем не менее, каков окончательный список предприятий в указе президента об имущественном взносе государства в «Ростехнологии» до сих пор остается загадкой. Но уже свершившийся факт передачи «Рособоронэкспорта» в состав «Ростехнологий» является переломным моментом в ходе создания могущественной госкорпорации, вопреки усилиям многочисленных противников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции