Григорий Меламедов для РИА Новости.
Выступление на ЕВРО-2008 уже стало крупнейшим успехом сборной России за многие годы. Впрочем, на европейских первенствах часто бывают сюрпризы, - победа Греции четыре года назад, успех сборной Дании в 1992 г. На мировых первенствах чудеса тоже случаются, и последнее из них, в 2002 г., совершили как раз сегодняшние герои - Гус Хиддинк, тренировавший тогда сборную Кореи, и команда Турции. Турки стали тогда третьими, а команда Гуса четвертой.
Но вот вопрос: что случилось дальше со всеми этими командами. Греки и корейцы ничего нового пока не добились. Датчане выступают стабильно, но без громких побед и медалей. Развитие турецкого футбола, напротив, очевидно для всех. И, конечно, когда ЕВРО-2008 закончится, вся Россия задумается, какой сценарий ждет нас дальше, - закрепление в числе сильных мира футбольного или «корейско-греческий» вариант.
Успех - понятие относительное. Многое зависит от того, с чем сравнивать. И как раз здесь некоторые спортивные эксперты, как представляется, неправильно выбирая точку отсчета, тем самым, дезориентируют болельщиков и навязывают им завышенные ожидания. Ошибка в том, что российскую сборную сравнивают с советской и напоминают, как двадцать лет назад мы на равных соперничали с голландцами, выходили в финал, побеждая по ходу турнира англичан с итальянцами, и это не казалось чем-то невероятным. На чемпионатах мира играли вничью с великой французской командой Платини, а, уступая с разницей в один мяч бразильцам, считали, что нам не повезло. С телеэкрана постоянно звучит мысль, что после эпохи неудач возвращаются старые, добрые времена, и сборная России не столько завоевывает новые вершины, сколько возвращается на место, принадлежащее ей по праву наследства.
Действительно, почти во всех видах спорта российская команда стала наследницей сборной СССР. И, например, в хоккее мы действительно имеем право сравнивать непобедимую команду 70-х и 80-х гг. с нынешней сборной России. Потому что советский хоккей был, по сути, российским. В баскетболе у нас тоже есть право вести свою родословную от советской сборной. Заметим, что это право есть и у литовцев, только они им не пользуются по политическим мотивам.
А вот в футболе ситуация совсем другая. В стартовом составе сборной Советского Союза на первенстве мира в Мексике 1970 г. (38 лет назад!) игроки из московских клубов составляли половину команды; другую половину - киевляне и тбилисцы. Это был последний чемпионат с таким большим представительством московской футбольной школы. Игроков из Питера в сборной к тому времени давно уже не было.
После Мехико советская сборная вновь попала на мировое первенство через двенадцать лет, и в стартовом составе семь человек представляли киевское «Динамо», двое - тбилисское, еще двое (Ринат Дасаев и Юрий Гаврилов) - московский «Спартак». Спустя четыре года киевлян было восемь, а от России только Дасаев. В команде, вышедшей на поле на чемпионате мира 1990 г., россиян было трое; на ЕВРО-88, которое так часто вспоминают в последние дни, на восьмерых киевских динамовцев пришлось лишь двое москвичей. На четырех перечисленных турнирах наши забили около 30 голов, из них на счету российских футболистов только 4; киевляне забили 20.
Европейские клубные соревнования, - точнее, Кубок обладателей кубков, - советские команды выигрывали трижды. Это были динамовцы Киева и Тбилиси. Наконец, из шестнадцати команд высшей лиги в 70-е и 80-е годы только пять постоянных участников представляли Российскую Федерацию: четыре московские команды и «Зенит»; «Локомотив» и еще 2-3 российских клуба летали, как теннисные мячики, между высшей лигой и вторым дивизионом.
Наверное, хватит статистики, потому что вывод очевиден. Нет у нас оснований вести свою родословную от команды Валерия Лобановского. Точно так же, как в хоккее Белоруссия, Украина, Латвия, Казахстан вряд ли вправе считать своей предшественницей советскую сборную.
На момент превращения России в отдельное государство у нас сохранялась лишь одна по-настоящему сильная футбольная традиция, - та, которую создал в «Спартаке» Константин Бесков и передал Олегу Романцеву. К сожалению, Романцев не смог ее развить. Спасибо ему уже за то, что проматывание наследия Бескова свершилось не в один год, а растянулось до конца 90-х. Ситуацию в сборной могли бы спасти сильные легионеры, но не оказалось у нас тогда футболистов высшего класса, которые бы занимали ключевые позиции в топ-клубах Европы. Не было таких игроков, как Стоичков у болгар или Недвед у чехов. Тренеров уровня Бескова и Лобановского тоже не было.
Поэтому честнее будет признать, что современный российский футбол начинается практически с чистого листа. Эта мысль может показаться обидной, непатриотичной, вселяющей пессимизм. Но только на первый взгляд.
На самом деле она дает нам возможность спокойно относиться к поражениям и радоваться каждому успеху, как новой вершине. Можно не стыдиться проигрыша 0:3 в Лондоне, поражения от Израиля и невзрачной игры с Андоррой в отборочном цикле. Не обманывать себя, называя случайностью 1:4 в игре с Испанией. Но зато, - смотрите, - наша команда уже выиграла у англичан, победила шведов и голландцев...
Есть повод по-детски (ведь футбольная школа России еще ребенок) радоваться каждому голу на ЕВРО-2008 и каждой победе в предстоящем отборочном турнире чемпионата мира. И тогда, избавив себя от завышенных ожиданий, освободив наших футболистов от груза неоправданных сравнений со сборной СССР, мы можем позволить себе оптимизм в лучшем смысле этого слова.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции