Андрей Фесюн, политический обозреватель РИА Новости.
Недавнее японско-китайское соглашение о совместных разработках газовых месторождений было вынужденной мерой, к которой обе страны привела историческая (не говоря уж об экономической) неизбежность. Если бы Япония продолжала упрямо заявлять о неправомочности действий Китая в Восточно-Китайском море по газо-разработке, то рисковала бы остаться без источника этого важного природного ресурса вблизи своих берегов. Если бы Китай продолжал ставить на первый план свои притязания на острова Сэнкаку (Дяоюй), то не получил бы от Японии инвестиционной и технологической поддержки. Японцы и китайцы поступили по-восточному мудро - они просто обошли все «если» стороной.
Теперь же, в результате долгих переговоров, обе стороны объявили в начале минувшей недели о планах совместных разработок трех нефте-газовых месторождений в спорном районе (по японской классификации - «Сиракаба», «Асунаро» и пока безымянной, общей площадью 2700 кв. километров), заверив общественность своих стран, что ни на сантиметр не отступили с давно обозначенных позиций. Китай продолжит одностороннюю разработку еще двух газовых полей, находящихся в ее экономической зоне и не вошедших в соглашение.
Проблема заключалась и заключается во взгляде на разграничение исключительной экономической зоны: по китайской версии, граница проходит вплотную к архипелагу Окинава, по японской - значительно восточнее к материку.
Ранее Токио неоднократно обвинял Пекин в начале бурения дна в ее исключительной экономической зоне или непосредственно рядом с ней, требуя предоставить ему результаты исследовательских экспедиций, проведенных китайской стороной. В ответ Китай предлагал Японии начать реализацию совместного проекта на спорной территории. Переговоры несколько раз начинались, всегда хромали и никогда ничем не оканчивались.
Доходило даже до демонстрации силы в районе, куда обе страны направляли боевые корабли и патрульные самолеты. Японские военные поговаривали о том, что разработки месторождений в Восточно-Китайском море должны защищать суда Управления береговой охраны страны, и предлагали усилить военно-морскую группировку береговой охраны на южных границах государства.
В принципе, никто не желал доводить дело до прямых столкновений. Нефтегазодобывающая компания "Китайские морские нефтеразработки" почти три года назад начала разведывательные работы и пробные бурения газовых месторождений в районе островов Чжунсяо (месторождение «Сиракаба»). В ответ Япония выдала лицензию на разработки в Восточно-Китайском море частной нефтеразрабатывающей компании "Тэйкоку сэкию" ("Имперская нефть"), однако та не решилась начинать там работы из соображений безопасности сотрудников.
МИД КНР не сидел сложа руки, но заявлял официальные протесты Японии в связи с выдачей компании "Тэйкоку сэкию" лицензии на пробные бурения и последующую разработку месторождений в Восточно-Китайском море, которую представители китайского внешнеполитического ведомства называли "откровенной провокацией и нарушением интересов и суверенитета КНР".
В общем, политические соображения явно могли только усиливать напряженность, лишив в результате японские компании выгодных контрактов и приведя к бойкотированию японских товаров в Китае. Поэтому в мае этого года, в ходе визита в Токио лидера КНР Ху Цзиньтао он и японский премьер Ясуо Фукуда договорились о совместной деятельности в спорном районе.
В недавнем заявлении ни слова не говорится о месторождении к северу от «Асунаро». Дело в том, что ни Япония, ни Китай не желают усложнения ситуации и вступления в игру Южной Кореи, которая уже намекала на то, что разработки газа в этом районе ущемляют ее экономические права. У третьего регионального дракона, есть свои собственные соображения по поводу разграничения экономических зон.
Теперь главное для руководства обеих стран - ни в коем случае не дать сформироваться мнению о «предательстве национальных интересов». Соответственно, и в Пекине, и в Токио говорят и пишут об «уступках» со стороны экономического партнера и заверяют в незыблемости своей политической позиции.
На совместной пресс-конференции в Токио министр экономики и торговли Акира Амари назвал соглашение «значительным результатом стратегических двусторонних отношений», а министр иностранных дел Масахико Комура подчеркнул, что оно явило собой «пример того, как две страны способны решать любую самую сложную проблему в ходе диалога». Он, впрочем, оговорился, что «у Японии и Китая различные позиции, и переговоры (по их сближению) будут чрезвычайно долгими».
В действительности же это соглашение представляет собой значительный (пусть даже вынужденный) отход от жестко идеологизированных позиций. Вполне можно предположить, что в обозримом будущем и в российско-японских отношениях появятся подобные же соглашения относительно совместного развития или эксплуатации ресурсов на островах юга Курильского архипелага. Косвенно базу для этого может создать недавнее заявление представителей «Газпрома» о возможности увеличения объемов добычи газа из проекта «Сахалин-2».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции