Еженедельная газета "Экономика Гулистана", (Иран), № 151, 28.05.08 г.
Астана - это столица Республики Казахстан, которой, несмотря на то, что исполняется только 10 лет, ведется строительство различных объектов, по своей красоте не уступающих многим столицам мира. А также, на территории города днем и ночью ведется сторительство на 650 строительных площадках, пока украшенных только 1700 строительными кранами.
В первые годы своего формирования в качестве столицы в этом городе проживало около 270 000 человек, число которых уже сегодня превысило 600 000 человек.
Строительство новой столицы осуществляется на достаточно высоком современном уровне, для чего было привлечено, огромный объем инвестиций, сумма которой уже привысил одного триллиона тенге (каждый тенге равен 75 иранским риалам). Проектирование города велись инжинерами из Арабских Эмиратов, Бразилии и Австралии. Эти новые проекты являются воплощением идей президента страны Нурсултана Назарбаева. В 1994 году, согласно указанию Президента республики были приняты меры для передислокации столицы из города Алматы. Уже в 1997 году столица была перенесена в город, который сегодня называется Астана. Прежде этот город назывался «Акмола», а до этого «Целиноград». Смысл слова «астана» с казахского языка переводится как «столица».
После принятия решения о передислокации столицы в нынешний город Астана, практический, началось строительство нового города. Привлечение бесприцидентного объема иностранных инвестиций в проект новой столицы сделало Казахстан еще более привлекательным для зарубежного капитала.
На правом побережье ведется строительство удивительнейшего сооружения под названием «Хан шатыры», обеспечивающего рабочими местами 10 тыс. горожан. Проектировщиком этого сооружения является всемироно известный Норман Фостер, известный по строительству пекинского аэропорта и реконструкцией ряда объектов Германии. «Хан шатыры» занимает огромную территорию объемом, превышающим площадь футбольного стадиона, с новейшей системой кондициирования воздуха, на территории которой расположены школы, больницы, торговые и спортивные центры, а также многое другое. На последнем этаже этого сооружения расположены бассейн с пляжем и парком.
К сооружению «Байтерек», среди горожан получившему название «райский уголок», ведет широкий бульвар, длиной 1,5 км. и окруженый цветниками, фонтанами и различными скульптурами. По обе стороны бульвара расположились офисные и жилые здания, а также здание Национальнога архива. Сам «Байтерек» представляет собой золотую башню, высостой в 30 этажей, увенчанной золотым овалом в виде яйца. Строительство башни «Байтерек» было закончено в 2002 году, и имеет высоту в 97 метров, символизирующих год образования столицы. Башня представляет собой дерево «байтерек», устремленное к солнцу и свободе. В народе его щее, любя, называют «чупа-чупс», сравнивая со сладким леденцом. Взобравшись на лифтие на самую высоту «Байтерека» в чрево большого яйца, можно лицезреть всю прелесть молодой столицы, продолжающей строиться. Эта башня является одним из символов Казахстана, как Эйфелевая башня для Франции.
В 1998 году Президент Нурсултан Назарбаев в своих мечтах вынашевал образ одного сооружения, который воплотился в здании Дворца мира, в котором раз в три года проводится международный Съезд мировых и традиционных религий. Дворец мира расположен прямо напротив президентского дворца. По идее Нурсултана Назарбаева Дворец мира спроектирован Норманом Фостером в в форме пирамиды. Длина и ширина этого здания, в котором расположен конференц-зал на 1500 мест, равны 62 метрам. Неменее удивительным является желто-золотое осящение Дворца мира. Для строительства этого дворца было привлечено более 2000 специалистов различных специальностей.
Только за прошедший год в Астане было построенно значительное количество крупных объектов, среди которых особое внимание заслуживают новый мост через реку Ишим, здание крупного медицинского центра, а также ряда мемориальных сооружений, жилых домов для горожан. Ведется активное строительство и реконструкция дорог, в том числе объездной дороги и автомобильной трассы в направленией городов Кокшетау, Костанай и Павлодар. Для удобства горожан построенны 24 автостоянок, каждый вместительностью до 7500 машин, а также ведется строительство 55 подземных многоэтажных парковок на 20 000 мест. Кроме того, строятся еще несколько мостов, 22 школы, ряд медицинских учреждений и концертный зал на 3500 мест по проекту итальянских архитекторов Николетти и Манфредди.
Этот город стал привлекательным таким мировым индустриальным гигантам как «Нокиан Тайерс», «Ниссан Плант» и «Дженерал Электрик», которые строят свои заводы в этой стране.
Быстрыми темпами ведутся строительства и других общественных объектов таких как церкви, мечети и пятизвездочные гостиницы, а также монорельсовое метро, соединяющее город с аэропортом, который планируется запустить в эксплуотацию в 2010 году.
Особого внимание заслуживает озеленение этого города, который поистине можно назвать зеленым. В пригороде Астаны разбит парк, площадью 40 тыс гектаров.
Большую часть города спроектировал знаменитый японский архитектор Киша Куракаво.
Несмотря на проведенную колосальную работу, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неустанно настаевает на дальнейшем развитий этого города нового тысячилетья, при виде которого уже сегодня у каждого сердце начинает биться чаще.