Мария Аппакова, обозреватель РИА Новости.
Соглашение о прекращении огня между Израилем и сектором Газа или «соглашение о затишье», если переводить его название с арабского, вступило в силу в четверг, 19 июня. Однако иллюзий, что оно приведет к миру, не испытывает ни одна из противоборствующих сторон. Зачем тогда было нужно это соглашение?
«Затишье» - это даже не перемирие, а уж тем более не начало переговорного процесса, ведущего к заключению мирных соглашений. Кроме того, мало кто верит, что договоренности продержатся полгода - срок, на который они рассчитаны.
«У нас нет иллюзий. Затишье хрупкое и, скорее всего, будет непродолжительным», - сказал премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, добавив, что соглашение не означает готовности Израиля вести переговоры с ХАМАС, захватившим год назад власть в секторе Газа. Еще более скептически настроены израильские военные, подчеркивающие, что время «затишья» дает «террористам передышку, чтобы усилить свои боевые подразделения и пополнить запасы оружия и боеприпасов». И это уже было неоднократно доказано. Сомневаются в продолжительности «затишья» и палестинцы, тем более что правительство Израиля отдало распоряжение армии находиться в состоянии боевой готовности на случай срыва соглашения.
О настрое противоборствующих сторон свидетельствуют и происходившее в последние сутки до «затишья» - палестинские боевики выпустили по югу Израиля не менее 30 реактивных и десяти минометных снарядов, назвав это местью за погибших накануне, в результате израильского авианалета, семерых соотечественников. Ответом Израиля стали новые удары по группам боевиков-ракетчиков на севере сектора Газа. В этой ситуации говорить о позитивных подвижках в мирном урегулировании, произошедших в результате достижения соглашения, абсурдно. «Затишье» искусственно и может быть прервано в любой момент. Впрочем, не только из-за несдержанности участников конфликта, но и потому, что многие договоренности рискуют остаться только на бумаге.
Соглашение содержит слишком много отложенных на будущее обещаний. За прекращением огня должны последовать поэтапная отмена экономических санкций, введенных Израилем в отношении сектора Газа, переговоры по открытию КПП «Рафах» между Газой и Египтом, возобновление переговоров об обмене заключенных палестинцев на пленного израильского военнослужащего Гилада Шалита, и туманная перспектива прекращения израильских операций на Западном берегу реки Иордан. Причем последнее не зафиксировано в документе. По данным СМИ, убедить в этом Израиль по просьбе ХАМАС и других группировок взялся Египет - автор достигнутого соглашения. Но удастся ли ему это - большой вопрос.
Неизвестностью окутана и судьба Гилада Шалита. Израильтяне ставили его возвращение предварительным условием «затишья», но палестинцы отказались и теперь празднуют «победу сопротивления» - они смогли настоять на своем. Израильтяне же испытывают сильное разочарование. И оппозиция, и многие соратники Ольмерта выступали против «формулы соглашения», в которую не было бы включено освобождение Шалита. Но максимум, что было достигнуто - договоренности о продолжении переговоров на этот счет. Для израильской общественности этого недостаточно, тем более что до сих пор нет ясности, каковы будут условия освобождения израильского военного. То идет речь об его обмене на сотни палестинских заключенных, то говорится, что все палестинцы должны быть выпущены из израильских тюрем. А то и вовсе сообщается, что ХАМАС согласилось освободить Шалита без предварительных условий. Об этом заявил на форуме Нобелевских лауреатов в Петре действующий председатель Организации Исламская конференция, президент Сенегала Абдулай Вад. Хотя в последнюю версию верится с трудом.
Таким образом, единственный позитивный и возможный положительный результат вступивших в силу договоренностей - поступление гуманитарной помощи жителям сектора Газы и передышка, как для израильтян, так и для палестинцев, живущих под огнем.
Но ради небольшой передышки, которая грозит обернуться еще более ожесточенным кровопролитием, ни израильские, ни палестинские политики не пошли бы на достижение соглашений. Однако им самим понадобилась пауза, чтобы уделить внимание внутренним проблемам. ХАМАС теперь может не отвлекаясь вести диалог о межпалестинском примирении с ФАТХ - движением, возглавляемым главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом. Со своей стороны лидеры израильской правящей партии «Кадима» могут спокойно готовиться к предстоящим внутрипартийным праймериз, и далее к досрочным выборам в Кнессет, которые могут быть объявлены в самое ближайшее время. А там - кто знает: если соглашение о прекращении огня будет все-таки реализовываться как и было задумано, то это принесет новые плюсы как «Кадиме», так и ХАМАС среди израильтян и палестинцев соответственно. И это будет нелишним во внутриполитической борьбе, которая предстоит и тем, и другим. Если же «затишье» не удастся, что ж, политики ничего не потеряют - всегда можно свалить провал договоренностей на противника.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции