Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
В который раз мы сталкиваемся с чисто российским парадоксом: несмотря на то, что наша космонавтика первая апробировала космический туризм, это направление получило свое дальнейшее развитие отнюдь не у нас. Мало того, туристическая активность Роскосмоса, в том виде, который сегодня предлагается потребителю, явно не на пользу национальной космической программе.
...Итак, девять россиян уже забронировали билеты для полета в космос на частном космическом самолете Spaceship-2, разработанном англо-американской компанией Virgin Galactic, входящей в холдинг Virgin Group под управлением известного британского предпринимателя сэра Ричарда Бренсона. Первый летный образец этого корабля компания собирается продемонстрировать в июле.
По мнению руководителей первого в мире туристического агентства Virgin Galactic со штаб-квартирой в США, в течение первых 12 лет сотни тысяч людей смогут совершить космическое путешествие. Правда, сам полет в околоземном пространстве с эффектом невесомости продлиться всего несколько минут. Но и цена тура вполне приемлема - $200000.
Американские предприниматели собираются создать парк туристических космолетов в количестве 40-45 машин. В таком случае, через десяток лет ежедневно со строящегося в штате Нью-Мексико специального космодрома в двухчасовой суборбитальный тур «Земля-космос» смогут отправляться 3-4 корабля с шестью туристами на каждом борту.
Сегодня билеты на первый старты уже раскуплены, а число желающих сделать предоплату составляет около 85000 человек.
Руководители российской космонавтики планировали развивать космический туризм еще на закате орбитального комплекса «Мир». Однако реализовать свою мечту Роскосмос смог только в 2001 г. отправив уже на МКС при посредничестве американской фирмы Space Adventures их соотечественника Дениса Тито. С тех пор и по сей день, истинным космическим туризмом мы считаем полеты только на Международную космическую станцию на ветеране космонавтики корабле «Союз»
Само собой, ни о какой массовости, на которую уповали в Роскосмосе, нет. На сегодня на станции побывало всего 5 человек при усредненной стоимости недельного тура более $20 млн.
Да и самой развлекательной идее праздно слетать на МКС приходит конец. Уже со следующего года планируется увеличение экипажа станции до 6 человек. С учетом дезактивации американских шаттлов к 2010 г. единственным средством доставки экипажей на станцию и последующего возвращения остается все тот же трехместный «Союз», в который при всем желании туриста уже не всунешь.
А вдруг без богатых посетителей на орбите просто не обойтись? «Космический туризм, - говорит замруководителя Летно-космического центра РКК «Энергия летчик-космонавт Павел Виноградов, - на сегодняшний день для нас, профессионалов, к сожалению, представляет собой большую проблему. Он не решает никаких наших финансовых проблем, и подрывает основы нашей пилотируемой космонавтики, поскольку мы вынуждены высаживать молодых космонавтов и сажать на их место туристов. ...Все они очень хорошие люди. Но они не являются профессиональными космонавтами. А сегодня, к сожалению, место для них мы можем находить, только высаживая профессионалов».
Но Роскосмос так просто не сдается. Коль скоро нельзя приплюсовать туриста к экипажу, то остается предоставить ему отдельный «Союз». Соглашение о первом коммерческом полете российского корабля к МКС, со слов Space Adventures, было заключено с Роскосмосом в первой половине июня.
И не беда, что придется отрывать и так небогатые промышленные мощности от постройки кораблей для пополнившегося экипажа МКС. А корабль ведь создается не один год. На этот раз в путешествие собрался новый инвестор Space Adventures один из создателей интернет-гиганта Google Сергей Брин. Какую помощь окажет программе МКС владелец этого поисковика, - пусть судят другие.
Ясно одно. Реальное и массовое направление космического туризма уплывает из России. А могло ведь быть иначе, поддержи не на словах, а на деле Роскосмос в свое время проект создания космического туристического самолета КБ Мясищева на базе высотного самолета М-55. Но проект так и остался пока проектом.
Однако куда легче критиковать удачливого соседа. В начале года неназванный источник в Роскосмосе красноречиво отозвался о планах Virgin Galactic: «Подобные кратковременные вояжи в ближний космос, исчисляемые минутами и даже секундами, ничего общего не имеют с теми космическими путешествиями, которые осуществляют туристы на МКС. Кроме того, уважающие себя космические агентства никогда не пойдут по пути сбора денег с сотен людей, не имея соответствующей материальной базы для реализации подобных полетов».
Сказано красиво. Вот, только к реальности это не имеет никакого отношения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции