Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Президент Франции Николя Саркози объявил, что Франция готова, на своих, особых условиях, вернуться в интегрированные военные структуры НАТО, и предложил создать некое подобие Вооруженных сил Европейского Союза. На встрече с офицерами и генералами Пятой Республики 17 июня он обнародовал еще целую батарею предложений в области национальной и европейской обороны и системы безопасности, реструктуризации, сокращения и переоснащения национальных вооруженных сил.
Самих французских военных они вовсе не бросили в дрожь, хотя и насторожили. Кое-какие идеи им даже импонировали, поскольку давно назрели, некоторые понравились союзникам Франции, а некоторые их озадачили. Все эти предложения содержатся в Белой книге по обороне - труде, в котором впервые за последние 14 лет пересматриваются основы военной политики Франции.
Как и все, что исходило, исходит и, вне всякого сомнения, еще будет исходить от Саркози, объявленные планы - грандиозны, а потому не могли не вызвать неоднозначную реакцию «в городе и мире». К тому же в устах Саркози они звучали как согласие Парижа на присоединение к нему НАТО. Спектр - от сарказма бывшего британского бригадного генерала и парламентария Джеффри Ордена: «Я не вижу здесь ничего полезного для Соединенного Королевства. Все это закончится слезами», - до восторженности Центра Европейских Реформ - «мозгового треста» ЕС: «Это очень амбициозно. Французы хотят все!».
В двух словах: Le Sarko приговорил ВС страны к «усечению» в предстоящие шесть-семь лет с нынешних более чем 320 тыс до 225 тыс. ВС страны - самые большие в Европе, и Франция уже не может позволить себе оплачивать огромные военные расходы. Внутри страны очень не понравилось, что Саркози намерен закрыть около 50 военных баз, которые давали всем окрестным городам и деревням возможность заработать. Президент парировал уже возникшие голоса критики заявлением в духе «военные гарантируют безопасность, а не экономику». Справедливо, хотя эта мера, вкупе с сокращением численности ВС, и будет стоить Николя популярности. Но какие же грандиозные планы без политических потерь?
Военные расходы Франции не будут сокращаться, а будут расти, причем львиная доля их пойдет на переоснащение армии, ВВС и ВМС новейшими видами оружия. С настоящего времени и до 2020 года на военные нужды будет выделено 337 млрд евро, при этом на техническое переоснащение аж 200 млрд. Нашим военным было бы полезно потщательнее ознакомиться с этой разумно-достаточной частью планов Николя Саркози.
Военно-геополитический раздел еще грандиознее. В нем Саркози обещал вернуть Францию в интегрированное военное командование НАТО (Де Голль вышел из него в 1966-м году и выгнал из Парижа натовскую штаб-квартиру) и предложил создать Европейскую систему обороны со штаб-квартирой в Брюсселе.
Идея возврата Франции в НАТО почему то всегда более всего раздражает Россию, и Саркози здесь выглядит чуть ли не самым отъявленным и наглым пронатовцем со времен Шарля де Голля, главным «предателем» его дела. Что мало соответствует действительности. Францию начал возвращать к проатлантической ориентации Жорж Помпиду. Еще большим атлантистом, чем Помпиду и Жискар д'Эстен, оказался Франсуа Миттеран. А предшественник Саркози Жак Ширак почти уже вернулся в интегрированную структуру НАТО, но его план забуксовал, когда тогдашний президент Билл Клинтон наотрез отказался «отдать» французскому генералу Южное командование НАТО в Неаполе. До 1966-го года именно француз занимал этот пост.
С военной точки зрения «прислонение» Франции к НАТО для России совершенно ничего не изменит. Но для Франции - да. И Миттеран и Ширак прекрасно понимали, что атлантическая ориентация и взвешенное партнерство с США дадут Франции гораздо больше выгод, чем ее «одиночное плавание» где-то сбоку от НАТО.
Николя Саркози в этом смысле только продолжатель, а вовсе не застрельщик «аннулирования развода». К воцарению Саркози в Елисейском дворце французы уже несколько лет прорабатывали вариант «достойного возвращения» в НАТО. Они полагали, что расширение блока на Восток при сохранении французского «полу-членства» может только укрепить позиции Вашингтона и Берлина на пространствах бывшего Варшавского договора и, не дай Бог, на европейском юге, который Франция всегда считала «карманным». Мало кто знает, но именно Франция, «не член» НАТО, наиболее активно настаивала и настояла на том, чтобы Румыния была в «первой волне» вступления. Это самый яркий пример того, как Париж готовил себе почву для контрбаланса на южном фланге НАТО к своему «возвращению». Без «великой Франции», а такой ее и видит Саркози, продолжение расширения НАТО (а оно будет, никуда от этого не деться) просто немыслимо.
«Европейская оборонная инициатива» Саркози вызвала самую противоречивую реакцию. Соседи Франции опасаются, и не зря, что Саркози строит ее под себя и хочет компенсировать евроинициативой ту часть независимости военной политики, которую Франция потеряет с возвращением в НАТО. В общем, не без этого, поскольку в дополнение ко всему прочему французы хотят переписать еще и европейскую стратегию безопасности, создать как можно быстрее общий европейский рынок вооружений, единые военно-транспортные силы, общее финансирование обороны ЕС, образовать Европейское оборонное агентство. В общем, «французы хотят все». Но навряд ли получат. Такое уже бывало с инициативами Саркози.
А пока что всю Белую книгу, всю новую стратегию Франции еще предстоит предложить на обсуждение парламента, которое начнется ближе к концу июня. Затем она войдет в Пятилетний план военного развития Франции, который должен быть одобрен к концу нынешнего года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции