Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
На 26 июня назначено годовое собрание акционеров нефтегазовой компании ТНК-ВР, доли в которой в пропорции 50% на 50% поделены между российскими олигархами и британским гигантом ВР. Но это мероприятие может и сорваться - столь огромны длящиеся уже много месяцев разногласия между российскими и британскими акционерами этого совместного предприятия. Похоже, что британцев вполне бы устроил вариант, чтобы место неуступчивых российских олигархов в ТНК-ВР заняла российская газовая монополия «Газпром», находящаяся под контролем государства.
Конфликт в СП вызревал давно. А в последние недели перед запланированным на 26 июня собранием акционеров сообщения из враждующих станов в ТНК-ВР стали напоминать сводки накануне войны.
Российские акционеры ТНК-ВР, в совокупности контролирующие 50% СП, - «Альфа-групп» Михаила Фридмана (25%), Access Industries Леонарда Блаватника (12,5%) и «Ренова» Виктора Вексельберга (12,5%) (так называемый консорциум ААР) - стали проявлять недовольство тем, как президент ТНК-ВР Роберт Дадли (Robert Dudley) ведет дела компании. По их мнению, он преследует интересы преимущественно британской стороны. По странному стечению обстоятельств, у Дадли в последнее время начались проблемы с российскими правоохранительными органами. В частности, с него потребовали разъяснений об уплате налогов ТНК в 2001-2003 году, хотя тогда это была чисто российская компания, и Дадли ей не руководил. Одновременно у около полутора сотен британцев работавших в российской штаб-квартире ТНК-ВР возникли проблемы с разрешениями миграционной службы на работу в России.
Дело дошло то того, что в начале июня в Москву в спешном порядке разбираться в конфликте и искать поддержки у российских властей прилетел глава британского нефтегазового гиганта ВР Тони Хейворд (Tony Hayward). Он встречался с российским вице-премьером Игорем Сечиным, курирующим нефтегазовый сектор, и председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером. Но содержание этих бесед так и осталось покрыто мраком.
Руководители же консорциума ААР в лице Михаила Фридмана и Виктора Вексельберга, в свою очередь, стали давать пресс-конференции и интервью в ведущих российских изданиях. Из их заявлений следует, что руководимый Дадли совет директоров ТНК-ВР заблокировал массу выгоднейших сделок по всему миру, которые ему за пять лет существования СП предлагал ААР. Впрочем, в ВР к этим утверждениям относятся скептически.
При этом, несмотря на все обвинения в адрес британского менеджмента ТНК-ВР, якобы сорвавшего кучу выгодных сделок, российские акционеры ААР вовсе не собираются продавать свою долю в СП. Еще бы: цены на нефть на мировом рынке колеблются в невиданном прежде диапазоне $130-140 за баррель; а ТНК-ВР, несмотря на все «промахи» ее руководства, остается чуть ли не единственной в России нефтяной компанией, вводящей в строй новые скважины и увеличивающей добычу.
Впрочем, представителям британской части ТНК-ВР есть что ответить ее российским акционерам. Так, консорциум ААР в обход ТНК-ВР в ноябре прошлого года, по словам Дадли, инвестировал в месторождения на севере Ирака. Но это так, по мелочи.
Главным камнем преткновений между россиянами и британцами в ТНК-ВР стал подписанный в июне 2007 года меморандум, согласно которому «Газпром» должен выкупить у ТНК-ВР всю их контрольную долю (63%) в Ковыктинском газоконденсатном месторождении в Иркутской области, входящем в тройку крупнейших в России (запасы более 2 трлн кубометров). Более того, этот меморандум предусматривал создание стратегического альянса ВР, ТНК-ВР и «Газпрома» для реализации совместных проектов, включая обмен международными активами, стоимостью $3 млрд. В этом случае ТНК-ВР могла даже вновь вернуться в Ковыктинский проект.
Но до и после подписания этого меморандума ходили упорные слухи, что вскоре российские 50% в ТНК-ВР перейдут от частных акционеров к контролируемому государством «Газпрому». Формальным препятствием оставался лишь срок - 1 января 2008 года, до которого ВР и ААР договорились не продавать свои акции ТНК-ВР. Но, как видно, российские олигархи оказались не в силах добровольно продать нефтегазовые активы, приносящие львиные прибыли. По слухам, они даже не захотели включать в соглашение с «Газпромом» по Ковыкте еще одно крупное газовое месторождение открытое ТНК-ВР в этом районе. Однако «честные» британцы из ВР незамедлительно сообщили об этом «Газпрому». В результате, объявленная год назад сделка по Ковыкте так до сих пор и не завершена.
«Газпром» же держит паузу и, вероятно, одновременно думает о другой сделке: по приобретению половины ТНК-ВР; вот только какой, пока точно неизвестно. Не исключено, что, в конечном счете, выбор будет сделан все-таки в пользу ВР. Двум мировым нефтегазовым гигантам, о чем, кстати, свидетельствует прошлогодний меморандум, действительно нужны стратегические партнеры. ВР имеет ресурсы, чтобы помочь «Газпрому», остро нуждающемуся в новых объемах газа для экспортных поставок, ввести в строй перспективнейшее Ковыктинское месторождение. В свою очередь, британцы только с одобрения «Газпрома» могут получить доступ к российской газовой трубе, чтобы продавать часть объемов ковыктинского газа в России, а, возможно, и за рубежом. Сам «Газпром» вынашивает амбициозные планы занять к 2015 году 15-20% газового рынка Великобритании. В союзе с ВР сделать это можно будет намного проще.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции