МОСКВА, 18 июн - РИА Новости. За 2005-2007 годы число жалоб на качество услуг в жилищно-коммунальной сфере выросло в России в два раза, говорится в протоколе коллегии Роспотребнадзора, размещенном на официальном сайте ведомства.
"Несмотря на работу, проделываемую территориальными органами Роспотребнадзора, количество обращений с жалобами на качество жилищно-коммунальных услуг остается значительным. Более того, отмечается рост общего числа обращений граждан с 9,287 тысячи в 2005 году до 18,689 тысячи обращений в 2007 году, то есть в два раза", - говорится в документе.
Как отмечается в протоколе, чаще всего россияне жалуются, что не знают ни названия, ни адреса своей управляющей компании, адреса и номера телефонов диспетчерской и аварийной служб, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы.
Нередко причиной обращения в Роспотребнадзор становится односторонний отказ от исполнения обязательств по тепло-, водо- и электроснабжению жилых помещений.
Управляющие компании не соблюдают установленный порядок начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, неудовлетворительно следят за содержанием общего имущества в многоквартирных домах, говорится в документе.
Роспотребнадзор отмечает, что причиной роста недовольства россиян стали "множественные коллизии между положениями гражданского, жилищного и специального законодательства, а также принятыми в их исполнение подзаконными актами".
Ведомство напоминает, что новый Жилищный кодекс РФ вступил в силу еще в марте 2005 года, однако положения новых правил предоставления коммунальных услуг гражданам, а также ряд других нормативных правовых актов фактически начали реализовываться только с начала 2007 года.
"Указанные акты ввели сложный механизм расчета и перерасчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что является одним из объективных оснований повышения уровня просвещенности потребителей о своих правах в данной сфере, а также свидетельствует о необходимости тщательного анализа возникающих имущественных (возмездных) отношений в рассматриваемой области", - говорится в решении коллегии.
Вместе с тем, отмечается в документе, "социальная архаичность некоторых положений Жилищного кодекса РФ" практически лишает собственников жилья возможности самостоятельно защищать свои права. Речь, например, идет о правомочности решений, принимаемых на общих собраниях или товариществами собственников жилья.
Всего в 2007 году в сфере ЖКХ было выявлено 5,231 тысячи нарушений требований законодательства о защите прав потребителей, сообщает Роспотребнадзор.
"Однако из-за трудностей с правовой квалификацией соответствующих событий только в 10% случаев... к юридическим и должностным лицам, допустившим нарушения требований законодательства о защите прав потребителей, стало возможным применение мер административного воздействия", - говорится в протоколе.
В 2007 году в сфере ЖКХ по результатам рассмотрения обращений было возбуждено лишь 1,904 тысячи дел об административных правонарушениях.