Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Президент Всемирного банка (ВБ) Роберт Зеллик нанес 16 июня визит в Москву для обсуждения с российским руководством острейших вопросов мировой экономики - финансового и продовольственного кризисов, включая помощь беднейшим странам. Вместе с тем уже давно стало ясно, что сама Россия в финансовой помощи со стороны Всемирного банка не нуждается, но заинтересована в консультациях и ноу-хау его экспертов.
Значительную часть московской повестки дня Зеллик мог предварительно обсудить с российским вице-премьером и министром финансов Алексеем Кудриным несколькими днями раньше. Ведь в Москву глава ВБ, который, по традиции, является представителем США, прибыл из японского города Осака, где участвовал во встрече министров финансов стран "большой восьмерки" (G8). Основными темами для дискуссий на этом мероприятии, прошедшем 13-14 июня, как раз и были финансовый и продовольственный кризисы.
Что же касается экономической политики самой России, то в Москве глава ВБ был щедр на похвалу. «Я хотел бы начать с очень высокой оценки результатов, которые достигнуты Вами и Вашими коллегами в деле роста экономики", - заявил Зеллик в понедельник на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым. По мнению главы ВБ, сейчас "очень интересное время для России и для отношений России со Всемирным банком".
Надо признать, что глава Всемирного банка оказался намного дипломатичней авторов очередного доклада ВБ о состоянии российской экономики, обнародованном в начале июня. Эксперты ВБ в нем, действительно, похвалили Россию за темпы экономического роста: 8,1% - в 2007 году и 8,7% в первом квартале 2008 года. При этом авторы доклада ВБ в очередной раз попеняли российским властям на неослабевающую инфляцию (за январь-май 2008 года составившую - 7,7%; а с начала этого года к 9 июня уже 8,1%). Однако, что не менее важно, эксперты ВБ, впервые за многие годы сделали вывод о перегреве российской экономики. Под этим в ВБ понимают ситуацию, когда спрос со стороны покупателей обгоняет предложение товаров и услуг. Об этом наглядно свидетельствует опережающий рост реальной заработной платы в России по сравнению с ростом производительности труда.
Подобное развитие событий грозит еще большим разгоном инфляции, что впоследствии может привести замедлению темпов экономического роста. Тем не менее, сейчас все макроэкономические показатели, кроме инфляции, говорят о сильной экономике России, констатировали авторы доклада ВБ.
Каким же образом эксперты ВБ рекомендуют бороться с инфляцией, которая уже давно стала проблемой номер один для российской экономики? Их советы сколь очевидны, с одной стороны, столь же и сложны для осуществления на практике. Для обуздания инфляции эксперты ВБ предлагают проводить жесткую бюджетную политику в краткосрочной перспективе и при этом заранее планировать долгосрочные расходы. Кроме того, необходимо дальнейшее ужесточение кредитно-денежной политики: постепенное повышение процентных ставок и резервных требований к комбанкам в сочетании с более гибким обменным курсом (в этом направлении ЦБ РФ уже начал действовать).
Однако необходимо повышать и производительность труда, чего, по терминологии экспертов ВБ, можно добиться посредством структурных реформ, а именно: за счет улучшения деловой среды и инвестиционного климата, снижения бюрократических барьеров для бизнеса и инноваций, а также решения инфраструктурных проблем. Другими словами, необходимо развивать конкуренцию всеми возможными способами.
Впрочем, все эти сложные задачи предстоит решать самим российским властям, а от визита Зеллика каких-то прорывных инициатив в отношении российской экономики ожидать не следовало. Тем более что Россия, который год купающаяся в потоке нефтедолларов, давным-давно не нуждается в привлечении средств Всемирного банка. Сейчас сотрудничество с этой международной финансовой организацией сводится в основном к оказанию Всемирным банком России консультационных услуг.
Это напрямую подчеркнул на встрече с Робертом Зелликом в Москве премьер-министр России Владимир Путин. "Сегодня мы смотрим на банк уже не как, в первую очередь, на источник финансирования, а скорее как на институт, от контакта с которым мы можем получать дополнительные знания, ноу-хау, какие-то рекомендации по развитию нашей финансовой и экономической политики, по отдельным важным для нас направлениям", - заявил он.
К примеру, сейчас Всемирный банк готов реализовать в России проект по повышению финансовой грамотности россиян, причем, как богатых, так и бедных. Кроме того, Всемирный банк готов поделиться с Россией своими предложениями по преодолению негативных последствий повышения цен на продовольствие: как в части принятия краткосрочных мер, так и в плане долгосрочного финансирования сельского хозяйства.
В довершение визита Зеллика в Москву российский Банк развития внешнеэкономической деятельности (ВЭБ) подписал 17 июня с группой Всемирного банка меморандум о взаимопонимании. В документе речь идет о помощи в становлении ВЭБа как государственного института развития; финансировании объектов инфраструктуры; и развитии механизма частно-государственного партнерства (ЧГП).
Впрочем, у России и Всемирного банка есть еще одно важное поле для сотрудничества. Речь идет о судьбе так называемых суверенных фондов, находящихся под контролем национальных правительств и проводящих инвестиции за рубежом. Подобные фонды созданы в Китае, Сингапуре, странах Персидского залива; аналогами суверенных фондов в России являются созданные в этом году на базе стабфонда - резервный фонд и фонд национального благосостояния.
До определенного момента отношение к суверенным фондам в странах Запада было достаточно спокойным. Но с 2006 года в США и Евросоюзе (например, в Германии) были предприняты законодательные инициативы, позволяющие блокировать нежелательные инвестиции со стороны подобных фондов. Кстати, российский закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли, принятый в мае 2008 года, стал во многом ответом на эту активность США и ЕС.
Однако с конца 2007 года, когда средства суверенных фондов ряда стран помогли поддержать ликвидность на мировых рынках и, можно сказать, спасли некоторые крупные западные банковские группы, отношение к этим фондам стало постепенно смягчаться. Всемирный банк вместе с МВФ и ЕС начали разработку достаточно либеральных условий работы суверенных фондов на внешних рынках - основные требования, предъявляемые к ним: прозрачность операций и принятия решений и декларативный отказ от политических целей. Эта позиция была фактически подтверждена на недавней встрече министров финансов G8 в Осаке 13-14 июня, в которой участвовали и российский министр финансов Алексей Кудрин, и глава Всемирного банка Роберт Зеллик.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции