Рейтинг@Mail.ru
С головки вашей ветреной слетая... - РИА Новости, 28.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

С головки вашей ветреной слетая...

Читать ria.ru в
Дзен
Женские шляпки у француженок были в особой моде в начале двадцатого века. На этот период и пришелся расцвет профессии модиста (а чаще - модистки) - мастера, который изготавливает и сам же продает "украшения головы", сделанные в единственном экземпляре.

Александра Каменская

ПАРИЖ, 17 июн - РИА Новости. На узкой улочке, пересекающей знаменитую парижскую шоппинг-артерию класса люкс - улицу Сент-Оноре - недалеко от бутика Шанель, над входной дверью скромная мраморная табличка: «Жак Пентюрье. Мода». У хозяина ателье, разместившегося на «антресоле» (промежуточном этаже между первым и вторым), несовременная и немужская профессия - модист.

Женские шляпки у француженок были в особой моде в начале двадцатого века. На этот период и пришелся расцвет профессии модиста (а чаще - модистки) - мастера, который изготавливает и сам же продает «украшения головы», сделанные в единственном экземпляре.

Сегодня на вопрос о том, есть ли во Франции такие, как он, мастера Жак Пентюрье отвечает не без осторожности, но и с претензией: «Я бы с удовольствием с такими познакомился». Ведь он не просто модист, а модист «от кутюр».

С приходом в 60-х годах моды на пышные прически популярность шляпок во Франции сильно упала, а 1968 год, отмеченный бурными социально-политическими потрясениями, повлиявшими  практически на все сферы жизни, вообще вытеснил их из повседневного обихода и превратил  практически исключительно в атрибуты праздничных церемоний и скачек. Бутики модистов в шестидесятые годы закрывались один за другим. И именно в то время, ровно 40 лет назад, Жак Пентюрье и открыл свое ателье на улице Камбон.

«Мне было не просто выжить и не отчаяться, ведь все это время я постоянно слышал, что являюсь «последним из могикан», - вспоминает он.  

Не очень прибранный салон, полный настолько замысловатых шляпок, что трудно представить их не на манекенах, а на чьих-то реальных головах и тем более - в нашей реальной жизни, и сама мастерская, похожая на склад, где в полнейшем беспорядке перемешаны «болванки», манекены, материя, клей, катушки с нитками, полиэтиленовые пакеты... Все это небольшое пространство принадлежит мастеру. Здесь он творит, изготавливая свои произведения вручную.

«Иногда за то время, которое нужно, чтобы сшить одну шляпку, можно создать в голове целую коллекцию»,- говорит Пентюрье.

Бутик женских шляпок в Париже Весь в черном, рукава по локоть засучены, на груди - очки на веревочке, немного сутуловатый - для «типичного» образа портного не хватает разве что сантиметровой ленты на шее. Сам он, однако, называет себя «не торговцем и не мастером, а художником».

«Однажды ко мне пришел муж одной из клиенток - архитектор, и стал говорить, что искусство, которым я занимаюсь, относится к низшей категории, и что великий Ив Сен Лоран называл его «прикладным». Я ответил ему: «Вам не повезло, свою гениальную архитектуру вы создаете, колдуя над трущобами, а я работаю с вашей женой - красивой женщиной, и благодаря этой и другим женщинам я могу создавать великие произведения».

Пентюрье демонстрирует оригинальную конструкцию из  широких полужестких полос золотой металлизированной ткани, напоминающей клеенку:

«Это моя первая шляпка, основанная на солнечной энергии. Она притягивает солнечные лучи, и у вас сразу начинает работать воображение».

Бутик женских шляпок в ПарижеВ салоне Пентюрье можно примерить и множество других оригинальных произведений: шляпку-маску на пол-лица с райскими фруктами из папье-маше, обруч с фарфоровой фигуркой японской гейши, шляпку с маленькими круглыми черными ушами, как головка знаменитейшего персонажа диснеевского мультфильма...

«Сегодня я нахожусь в непосредственном контакте как с Леонардо да Винчи, так и с Диснеем. Я посмотрел «Белоснежку», когда мне было четыре года, и всю свою жизнь я создаю для нее шляпки. Для меня маленькая шляпка в форме узла - это и есть Белоснежка». К «узлам» Пентюрье вообще относится особенно.

«Если вы не умеете делать шляпы - это вовсе не важно. Принесите мне идею узла, который бы отличался от всех других. Всего лишь. По форме узла, который вы придумаете, я смогу судить, модист вы или нет».

Его узлы и вправду похожи на скульптуры. «Просто вместо того, чтобы украшать ими камин, я надеваю их на женские головы».

Модист - это не шляпник

«Я не делаю шляпы, я - модист», - продолжает Пентюрье. Это парадоксальное на первый взгляд заявление является ключом к пониманию его профессии. Модист действительно делает не шляпы, а шляпки, то есть скорее «аксессуары прически», чем полноценные головные уборы для защиты от солнца или непогоды.

«Я стараюсь заработать денег, чтобы продолжать творить. А не наоборот: творить, чтобы заработать денег», - говорит мастер. По его словам, мае и июне - заказов бывает настолько много, что иногда он вынужден даже отказывать. Ведь каждая шляпка делается в единственном экземпляре и только под конкретную клиентку. По словам модиста, там, где начинается серийное производство, мода заканчивается.

Изготовление шляпки начинается с того, что Пентюрье смотрит на свою клиентку в зеркало, как бы со стороны.  Он же и решает, какой будет шляпка. Бывает, что клиентки потом не носят его творения. «Это не важно. Важно, что это искусство существует», - говорит модист, в мастерской которого за годы работы «осело» много шляпок.

Рассердить Пентюрье может только слово «аксессуар», примененное к его творениям.  

«Разве распускающийся цветок можно назвать аксессуаром его стебля?» - спрашивает он, сурово хмуря брови. 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала