Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости
Как и было запланировано, Косово получило в намеченный срок - 15 июня - вступившую в силу новую конституцию самопровозглашенной республики. К 17 июня президент Фатмир Сейдиу уже подписал около 50 законов, закрепив в них и свой статус главы государства, и статус Косово как независимого образования. За несколько дней до этого было объявлено о фактическом свертывании миссии ООН в Косово и передаче большинства ее функций (а это значит - и помещений, инфраструктуры, связи, местного персонала) гражданско-полицейской миссии Европейского Союза EULEX и самому косовскому правительству. От миссии ООН в Приштине (МООНК) - благодаря, кстати, и усилиям самого Генерального секретаря международного сообщества Пан Ги Муна - вскоре, похоже, не останется даже фотографии на белой стене.
Небольшое представительство ООН может еще сохраниться на севере Косово, где компактно проживают оставшиеся в крае сербы (менее 5% населения). Но их ни новая конституция, ни миссия ООН, ни независимость Косово уже не трогают. Здесь, после провозглашения независимости 17 февраля, сформировалось твердое ядро «сербского меньшинства». Их защищает и собственная сплоченность, и близость сербской границы. Сербы здесь уже объявили, что будут жить под руководством собственных, параллельных властных структур и никаким правительствам или парламентам в Приштине не подчинятся. Труднее будет сербам в албанском море в анклавах в центральной и южной части Косово.
Почти одновременно министры обороны НАТО на встрече в Брюсселе объявили, что достигли, наконец, договоренности о помощи косовскому правительству в создании собственных сил безопасности численностью около 3 тысяч человек. Они сменят Корпус защиты Косово и будут оснащены натовским оружием.
НАТОвское решение, кстати, было принято как раз в тот день, когда Приштина и Белград получили уведомления о начале свертывания миссии ООН в Косово. В письме генсека ООН Пан Ги Муна все это открыто так не называлось, а было оформлено как «реконфигурация международного гражданского присутствия в Косово». Впрочем, направление «реконфигурации» было прописано достаточно четко - «дальнейшие шаги по практическим договоренностям, которые дали бы основание Европейскому Союзу расширить свою функциональную роль» в области охраны порядка, юстиции и таможни. Иными словами, было открыто заявлено о передаче функций ООН Европейскому Союзу.
Генсек ООН, кстати, имеет право распускать или переформатировать миссии ООН, но при условии консультаций с членами Совбеза. А их по конкретному вопросу передачи функций не было, и никто еще не отменял резолюцию ООН по Косово 1244, в которой говорится о МООНК и натовской военной миссии KFOR. Но ничего не сказано о Евросоюзе.
По большому счету, все эти передачи функций сами по себе не самый страшный факт. Их можно было бы лишь приветствовать. Хочет ЕС взять на себя бремя поддержания мира в Косово, пусть берет. В конце концов, когда ООН «срежут» косовскую точку материально, от этого все только выиграют: львиная доля бюджета организации как раз и тратится на подобного рода миротворческие и стабилизационные операции. МООНК к тому же занимался столь односторонним, проалбанским миротворчеством, что еще и платить за такую миссию было даже стыдно.
Проблема здесь гораздо глубже и неприятнее для России. Похоже, ее в очередной раз просто «отодвинули» от участия в процессе принятия важнейших решений в рамках ООН. Причем это сделал сам Генеральный секретарь организации, который в своем письме даже и не скрывал особо, о чем идет речь. Ведь ясно, что Брюссель будет давать своей миссии директивы, отнюдь не основанные на резолюции ООН 1244.
Вообще все, что происходит вокруг Косово, начинает вызывать множество вопросов, причем один - неприятнее другого. И все они - к России. Ясно, что в косовском противостоянии наши интересы снова столкнулись с интересами Запада. Неясно только, стоило ли свеч такое яростное российское отстаивание целостности Сербии? Оно продолжалось даже тогда, когда уже было совершенно очевидно, что даже новое правительство Сербии не будет «ломаться» о Косово и что речь уже идет о начисто ампутированной части тела, которую никаким образом не приживить бывшей метрополии. Пассионарность в защите международных правовых норм и национальной справедливости, конечно, тоже благое дело. Но она тоже должна быть подкреплена чем-то более весомым, нежели заявления представителей в ООН и при НАТО.
Мы, Россия и все ее представители от президента до министра иностранных дел, уже не раз утверждали, что у нас в ответ на явное пренебрежение Западом элементарными нормами международного права, ролью ООН, есть что сказать, есть свои «домашние заготовки», что мы не будем как «школьники плакать в кулачок в углу» (это прямые цитаты). Пока эти «домашние заготовки», однако, трудно различимы.
Навряд ли к ним можно отнести выход из санкций СНГ против Абхазии (все-таки мы будем поставлять продовольственную помощь в Абхазию, где большинство жителей имеют российские паспорта, стало быть это наш долг) или отправку туда железнодорожного батальона. А может, у Москвы есть в запасе еще нечто, чему еще всем предстоит дипломатически удивиться или вообще оказаться в ошеломлении?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции