Переезжая из прошлого тысячелетия в нынешнее, человечество по привычке прихватило с собой целый сундук барахла. Среди прочих «сокровищ» - обветшавшее политическое устройство мира. XX век вошел в следующее тысячелетие с системой, созданной Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем и лишь отчасти перелатанной после развала СССР. Что же до экономики, то человечество встретило новый век с уверенностью дядюшки Скруджа, что основой всеобщего финансового благополучия является американский доллар. Вдобавок ко всему, всю эту сомнительную конструкцию подтачивали, как термиты, многие обюрократившиеся и уже неэффективные международные организации. Короче, стоптанные башмаки - они и есть стоптанные башмаки. Еще пару шагов и можешь посреди улицы оказаться босым.
Предполагаю, что многие еще толком не осознали значение тех предложений, что прозвучали в речи российского президента в Берлине и на экономическом форуме в Питере. Между тем, Медведев предложил мировому сообществу изрядно перетряхнуть никчемное барахлишко, создать новые правила политической и экономической игры и современный управленческий инструментарий.
То, что все эти идеи не будут реализованы уже завтра или будут реализованы в несколько ином виде (переговорный процесс, разумеется, их несколько подкорректирует), не повод для огорчения. Сделано самое важное, что только и могла сделать на сегодня российская внешняя политика. Если еще вчера почти все ее действия напоминали рефлекторные подергивания лабораторной лягушки, которую бьют током, поскольку наша политика лишь реагировала на те шаги, что ей навязывали другие, то теперь, после длительного исторического перерыва, Москва сама пытается навязать миру крупные и адекватные (то есть, в принципе приемлемые) инициативы. Иначе говоря, Москва начала, наконец, играть первым номером.
Причем, Россия (в чем несомненная элегантность комбинации) выигрывает даже в наихудшем варианте, если Запад постепенно вообще сведет наши инициативы на нет. Пока западная дипломатия будет разбираться с инициативами Медведева, у России появятся новые ниши для маневра на других направлениях. Надо только суметь грамотно ими воспользоваться.
Слово Медведеву: "Я убежден, что атлантизм как единственный принцип исторически изжил себя - теперь речь идет о единстве всего евроатлантического пространства: от Ванкувера до Владивостока... Давайте внимательно посмотрим, что мы имеем сейчас в Европе. Трудно уйти от вывода, что ее нынешняя архитектура несет на себе отпечаток идеологии, унаследованной от прошлого. Казалось бы, что воплощать вновь обретенное единство европейской цивилизации должна такая организация, как ОБСЕ. Но ей этого не дают".
Уже в Москве Медведев развил свою идею: "У меня нет основания считать, что система безопасности в Европе является универсальной. Что касается НАТО, то для решения вопроса европейской безопасности НАТО не годится".
Итак, североатлантический альянс не являются на сегодня инструментом европейской безопасности, а ОБСЕ обслуживает чуждые нам интересы. Выводы очевидны: хотите исключить для себя неприятные риски, давайте договариваться, учитывая интересы всех сторон. Как это было в свое время, когда с немалыми трудностями, в эпоху холодной войны, все-таки пришли к Заключительному акту в Хельсинки. Это были, конечно, костыли, но и они помогли право-лево-хромому миру продвинуться чуть дальше.
Пришло время снова сесть за стол переговоров, разработать и заключить юридически обязывающий Договор о европейской безопасности. А в процессе подготовки к саммиту заодно решить и ряд частных, но болезненных проблем, которые мешают сегодня миру жить спокойно. На панацею от всех бед, российское предложение не претендует, но, как считает Москва, это было бы движением в правильном направлении.
Осуществима ли затея в принципе? Я бы ответил так: предложения Медведева трудно отвергнуть, поскольку критика, высказанная им, деиделогизирована и справедлива. Кремль говорит правду. А реальность можно выгнать в дверь, однако, она все равно влезет в окно.
Снова Медведев: "В современных условиях, когда никто не хочет войны в Европе и когда все мы умудрены опытом XX столетия, у такой договорённости есть шансы на успех. Речь могла бы идти о региональном пакте, который бы опирался, естественно, на принципы Устава ООН и внес бы окончательную ясность в значение фактора силы во взаимоотношениях в евроатлантическом сообществе...Важно, правда, чтобы все государства - абсолютно все государства Европы - участвовали в нём в своем национальном качестве, оставив блоковые и иные групповые соображения за дверью. При этом точкой отсчёта для всех должны быть, что называется, «голые» национальные интересы, не искажённые какими-либо идеологическими мотивами».
Вот и получается, что если Европа, США и Россия действительно начнут такой деидеологизированный разговор, шанс на успех есть. Да и мировой экономический кризис подталкивает к договоренностям. Наконец, нет крепче договора, построенного на "голых" национальных интересах.
Конечно, противной заусеницей звучит словечко "если", но кто говорил, что в политике все просто? Более того, можно и добавить сомнений. Готовы ли, скажем, поляки или прибалты думать о своих интересах без оглядки на Белый дом? Ведь Медведев предлагает договор суверенных государств.
Обращает на себя внимание, что нелицеприятно "указав на недочеты" в работе ОБСЕ и НАТО, президент крайне осторожно говорил о другой столь же по сути недееспособной организации, как ООН. Как пошутил однажды Леонид Шебаршин - бывший руководитель внешней разведки СССР, "ООН не может одобрить ни географическое положение, ни климат, ни историю России". И, тем не менее, ООН Кремль предпочитает не критиковать.
Причин здесь несколько. Ну, во-первых, повторять ошибки наших перестройщиков (сначала все разрушим, а потом...), конечно, не стоит. Наоборот, именно в период реконструкции несущие конструкции требуют к себе повышенного внимания. Уберите трех слонов с черепахой и все рухнет.
Отказываться от права вето в Совбезе тем более несвоевременно. Пока великие державы не доросли до "нового мышления" и "консенсуса", пусть у России в кармане будет хотя бы этот козырь. Вот и получается, да здравствует, вечно опаздывающая на поезд, дряхлая и немощная Организация Объединенных Наций!
К тому же, право вето, что право первой ночи: от такого отказаться сложно. Как заметил однажды постоянный представитель Великобритании в ООН нашему дипломату Олегу Трояновскому: "Применять право вето - все равно, что совершать прелюбодеяние. Первый раз чувствуешь угрызения совести, зато потом - сплошное удовольствие".
На самом деле ООН уже была на грани смерти. Спасло организацию лишь то, что иллюзия однополярного мира, где доминируют США, продлилась относительно недолго. Не успели в Вашингтоне уверовать в то, что центр мировых решений окончательно переместился в Белый дом, как "случился" Ирак. И тут же оказалось, что у США не хватает ни сил, ни влияния, чтобы перетянуть все одеяло на себя. Я уж не говорю о том, что американцы в своем извечном эгоцентризме умудрились не заметить как возникают и другие мощные полюса: Китай, Индия, Бразилия, Евросоюз.
Наконец, как и всегда Запад изрядно напугал и удивил российский Феникс, слишком быстро, с точки зрения многих, набравший после крушения СССР силу. Не перестает тревожить аналитиков и очевидный парадокс. С одной стороны, можно без труда перечислить немало слабостей России и справедливо указать на конструктивные недочеты ее нынешних строителей. Причем, как в политической, так и в экономической областях.
А, с другой, как показал форум в Питере, именно к России потянулся финансовый бомонд в трудную минуту. Именно здесь и умом, и природным инстинктом бизнесмена, мир почувствовали молодую, растущую силу.
По той же причине призыв перетряхнуть политическое барахло раздался именно из Москвы. России мировое старье только мешает двигаться вперед.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции