СОЧИ, 15 июн - РИА Новости, Оксана Прупис. Фестиваль российского кино "Кинотавр", который закрывается в воскресенье, состоялся и стал более деловым, считает известный киновед Кирилл Разлогов.
"Кинотавр стал сейчас более деловой, чем был во времена Рудинштейна, хотя в нем сохранился и тусовочный элемент", - сказал в интервью РИА Новости Разлогов.
При этом, по его мнению, недостаток и недоработка организаторов заключаются в том, что по-прежнему в кино люди ходят мало, предпочитая посещать только конкурсные показы и игнорируя другие программы.
Именно Марк Рудинштейн был основателем "Кинотавра" и возглавлял его на протяжении многих лет.
"На основные конкурсные сеансы ходят. Но я ходил на параллельные программы, там совсем одиноко сидеть. Видимо, организаторам надо что-то сделать, как-то структурировать", - сказал он, добавив, что при этом "фестиваль стал более деловой и тут теперь можно решать какие-то вопросы".
"Фестиваль, в принципе, сложился, - отметил Разлогов. - А уровень его зависит от двух вещей - от того, что делается в сегодняшнем отечественном кино, то есть, из чего выбирается, и от того, как выбирается", - сказал он.
"По итогам прошлого "Кинотавра" я написал, что отбор фестиваля характеризует стремление представить разные тенденции без предвзятости по отношению к разным типам фильмов, то есть в какой-то степени вынести на первый план те картины, которые потенциально могут вызвать интерес у других фестивалей. Этот принцип сохранился и сейчас", - сказал он.
С одной стороны, по мнению Разлогова, на нынешнем фестивале есть достойные картины, которые "сделаны профессиональными людьми в ортодоксально-классическом духе позднего советского кино". К таким работам киновед относит "Живи и помни" Александра Прошкина, который открывал фестиваль, "Пленный" Алексея Учителя, где, по мнению Разлогова, очень хорошее изобразительное решение, а также интересные актерские работы.
"Но эти картины не открывают новых путей. Они, скорее, представляют собой обработку уже старых фильмов", - считает он.
"Есть картины, которые представляют собой некоторые идеологические концепции, которые сейчас в ходу. Кто-то считает, что это спускается свыше, кто-то считает, что это просто формируется в творческой среде или в народе", - отметил он.
Таких фильмов на фестивале, по мнению Разлогова, две: "Это картины, построенные на православных мифах. С одной стороны, это экшн под названием "Новая земля" с Константином Лавроненко в главной роли - технически грамотная, но абсолютно пропагандистская картина с весьма сомнительной позицией. И фильм Кирилла Серебренникова по сценарию Юрия Арабова "Юрьев День", которая более следует традициям российской духовности, где мне понравилась очень хорошая работа Ксении Раппопорт, но где концы с концом не всегда сходятся".
С другой стороны, отметил он, на фестивале представлена картина совершенно другого плана, "картина популярного жанра - фильм Оксаны Бычковой "Плюс один". "Такая забавная безделушка, где актриса вытягивает из полного отсутствия роли некие довольно тонкие психологические мотивы. Видимо, картина будет популярна", - считает Разлогов. Также, по его мнению, к этой категории можно отнести и фильм "Тот, кто гасит свет", сделанный в жанре триллера. "Интересная картина. На первый взгляд, абсолютно не фестивальная, как и картина Бычковой, потому что, видимо, у "Кинотавра" своя концепция, что есть фестивальное кино, а что нет", - пояснил он.
"Наиболее ровная картина, снятая в классических традициях, но отмеченная специфическим сценарным материалом, это картина "Дикое поле" по сценарию Петра Луцика и Алексея Саморядова. Режиссер Михаил Калатозишвили ничего не испортил, и картина получилась вполне достойной", - сказал он.
Именно этому фильму присудила свой приз Гильдия киноведов и кинокритиков России.
"Я согласен с решением критиков, которые дали приз этому фильму, хотя эта картина также несовершенна", - сказал он.
Из работ молодого поколения Разлогов отметил картину "Шультес", которая уже показывалась в Канне и которая основана, по его мнению, "на традиции минимализма, минимальных внешних эффектов и внутренней сосредоточенности".
"Еще одно заметное произведение, которое попало на "Кинотавр" из Канна - картина Валерии Гай-Германики "Все умрут, а я останусь" - картина в известной мере сенсационная, хотя ее упрекают в том, что режиссер стоит на позиции своих героев, но, на мой взгляд, это скорее похвально", - рассказал он.
"Из молодежного кино меня больше всего огорчила картина "Скажи Лео" Леонида Рыбакова, потому что начало многообещающее, а потом все уходит куда-то в сторону, абсолютно непродуманный сценарий. С акцентом сенсационности и картина Виталия Манского "Девственность", которая дает тоже своеобразный портрет молодого поколения, и это впечатляюще", - сказал он.
Девятнадцатый Российский открытый кинофестиваль "Кинотавр" проходит в Сочи с 7 по 15 июня. В основном конкурсе было показано 14 картин.