1808 - родился Мари Эдм Патрис Морис де Мак-Магон, французский государственный и военный деятель, президент Французской Республики (1873-1879)
200 лет назад родился Мари Эдм Патрис Морис де Мак-Магон, французский государственный и военный деятель, президент Французской Республики (1873-1879).
Мак-Магон родился 13 июня 1808 года в Сюлли (департамент Сона и Луара). В 1827 году окончил военное училище Сен-Сир, начал военную карьеру в Алжире. В 1855 году дивизия под командованием Мак-Магона овладела Малаховым курганом (под Севастополем) в ходе Крымской войны. В 1859 году Мак-Магон упрочил свою славу победой при Мадженте в австро-итало-французской войне, за что получил титул герцога Маджентского и звание маршала Франции. С началом франко-прусской войны был призван со своего поста генерал-губернатора Алжира (1864-1870) и принял командование армией, разгромленной при Седане (1-2 сентября 1870 года). Попал в плен, был освобожден после Франкфуртского перемирия. Получил разрешение командовать армией версальского правительства, которая в мае 1871 года подавила Парижскую коммуну. В 1873 году, после отставки Тьера, Мак-Магон был избран президентом Французской республики. Проводил курс на восстановление монархии. В 1877 году был втянут в конституционные споры с палатой депутатов, что в конечном счете привело к ее роспуску и новым выборам. В 1879 году ушел в отставку с поста президента. Умер Мак-Магон в Луаре 17 октября 1893 года.
1891 - состоялась закладка Великой Сибирской железнодорожной магистрали
117 лет назад состоялась закладка Великой Сибирской железнодорожной магистрали.
Транссибирская магистраль (Транссиб), или Великий Сибирский путь (историческое название) - рельсовый путь, соединяющий европейскую часть России со срединными (Сибирь) и восточными регионами (Дальний Восток) страны, имеет статус международного транспортного коридора. Начало сооружению Транссиба было положено 13 июня 1891 года близ Владивостока, когда царь Александр III подписал рескрипт: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений». Смычка рельсов произошла 3 ноября 1901 года. Ввод Великого Сибирского пути в эксплуатацию на всем его протяжении состоялся 14 июля 1903 года. Великая Сибирская магистраль резко изменила устоявшиеся представления о труднопреодолимых восточных просторах. Перемена в общественном сознании следующим образом была отражена в одном из очерков той поры: «Когда свист паровоза разогнал мрачную, дикую легенду о застланных снегом сибирских равнинах, тишину которых нарушал только вой волков да звон цепей каторжников, перед глазами человечества открылась великолепная страна, в скором времени обещающая обратиться в житницу Старого Света». Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (Москва-Владивосток) - 9288,2 километра, при этом существуют несколько параллельных грузовых обходов на различных участках. Транссиб проходит по территории двух частей света - Европе (19,1 процента длины) и Азии (80,9 процента). Начальный пункт Транссиба - Ярославский вокзал в Москве, конечный - Владивостокский вокзал в Владивостоке. Транссиб проходит по территориям 14 областей, трех краев, двух республик, одной автономной области и одного автономного округа РФ, на пути расположено 87 городов. Транссибирская магистраль пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури, на протяжении 207 километров проходит вдоль озера Байкал и 39 километров - по берегу Амурского залива Японского моря.
1831 - родился Джеймс Клерк Максвелл, выдающийся английский физик
177 лет назад родился Джеймс Клерк Максвелл, выдающийся английский физик.
Джеймс Клерк Максвелл родился 13 июня 1831 года в Эдинбурге. Учился в Эдинбургском и Кембриджском университетах. В 1856-1860 годах - профессор Абердинского университета, в 1860-1865 годах - Лондонского королевского колледжа. С 1871 года - первый профессор экспериментальной физики в Кембридже. Под его руководством была создана известная Кавендишская лаборатория в Кембридже, которую он возглавлял до конца своей жизни. Работы Максвелла посвящены электродинамике, молекулярной физике, общей статистике, оптике, механике, теории упругости. Наиболее весомый вклад Максвелл сделал в молекулярную физику и электродинамику. В кинетической теории газов, одним из основателей которой он является, установил в 1859 году статистический закон, описывающий распределение молекул газа по скоростям («распределение Максвелла»). В 1866 году дал новый вывод функции распределения молекул по скоростям, основанный на рассмотрении прямых и обратных столкновений, развил теорию переноса в общем виде, применив ее к процессам диффузии, теплопроводности и внутреннего трения, ввел понятие релаксации. В 1867 году первым показал статистическую природу второго начала термодинамики («демон Максвелла»), в 1878 году ввел термин «статистическая механика». Самым большим научным достижением Джеймса Максвелла является созданная им в 1860-1865 годах теория электромагнитного поля, которую он сформулировал в виде системы нескольких уравнений (уравнения Максвелла), выражающих все основные закономерности электромагнитных явлений (первые дифференциальные уравнения поля были записаны Максвеллом в 1855-1856 годах). В своей теории электромагнитного поля Максвелл использовал новое понятие - ток смещения, дал определение электромагнитного поля и предсказал новый важный эффект: существование в свободном пространстве электромагнитного излучения (электромагнитных волн) и его распространение в пространстве со скоростью света. Последнее дало ему основание считать свет одним из видов электромагнитного излучения (идея электромагнитной природы света) и раскрыть связь между оптическими и электромагнитными явлениями. Ученый также сформулировал теорему в теории упругости (теорема Максвелла), установил соотношения между основными теплофизическими параметрами (термодинамические соотношения Максвелла), развивал теорию цветного зрения, исследовал устойчивость колец Сатурна, показав, что кольца не являются твердыми или жидкими, а представляют собой рой метеоритов. В 1873 году вышла книга Джеймса Максвелла «Материя и движение» и двухтомное сочинение «Трактат по электричеству и магнетизму». В этой работе ученый подвел итог своей работы по электромагнетизму, включая электростатику и созданную им электромагнитную теорию света. Еще одной известной работой Максвелла этого времени является статья «О динамическом доказательстве молекулярного строения тел». Умер Джеймс Клерк Максвелл 5 ноября 1879 года в Кембридже.
1895 - во Франции на трассе Париж-Бордо прошли первые в мире автомобильные гонки
113 лет назад во Франции на трассе Париж-Бордо прошли первые в мире автомобильные гонки.
Первые автомобильные гонки, в которых решающим фактором для определения победителя являлась максимальная скорость его экипажа, прошли с 11 по 13 июня 1895 года по маршруту Париж-Бордо-Париж. Длина трассы - около 1200 километров. Из 46 участников, принявших старт в этих состязаниях, 29 отдали предпочтение бензиновым двигателям, 15 - паровым и только 2 - электрическим. Лучшим из участников гонки стал Эмиль Левассор, прошедший без сменщика на своем 2-местном Panhard-Levassor (Панар-Левассор) всю дистанцию за 48 часов 47 минут (средняя скорость - 24, 4 километра в час). Эмиль Левассор - французский изобретатель, пионер автомобилестроения, спортсмен. Вместе с Рене Панаром владел небольшой фабрикой деревообрабатывающих станков. В 1889 году компаньоны купили у Даймлера лицензию на его 2-цилиндровый мотор, а в 1890 году Панар и Левассор создали свой первый образец автомобиля, для которого Левассор нашел оригинальный способ размещения мотора, расположив его спереди вертикально под капотом в виде ящика. Следующий автомобиль, сделанный в 1891 году, выпускался уже серийно и отличался блестящими конструктивными находками и чрезвычайной прочностью. Автомобили фирмы стали участвовать в гонках. В знаменитой гонке 1895 года по маршруту Париж-Бордо-Париж двухместный «Панар-Левассор» пришел первым. В 1897 году Эмиль погиб во время гонок Париж-Марсель. В Париже ему поставлен памятник, на постаменте которого высечены слова, сказанные Левассором сразу после окончания гонки: «Это было безумие! Я делал до тридцати километров в час!».
1988 - состоялся первый конкурс красоты в СССР
20 лет назад состоялся первый конкурс красоты в СССР.
Первые мировые конкурсы красоты прошли в 1951 году в Лондоне: здесь были коронованы «Мисс Вселенная» и «Мисс Мира». 30 претенденток, появившихся на сцене в купальниках «бикини», которые в то время еще не были известны в Англии, произвели фурор. В СССР первый конкурс красоты состоялся в 1988 году. Организацией смотра «Мисс Москва-88» занимался комсомол, спонсором выступил концерн «Бурда», чьи журналы тогда только начали выходить на российский рынок. На отборочный тур пришли десятки тысяч москвичек. Победу одержала 16-летняя Маша Калинина, которая, закончив школу, уехала из России. После этого смотра конкурсы красоты в нашей стране стали довольно частыми: это традиционные «Мисс Россия», «Краса России», по профессиональному признаку - «Мисс пресса» и «Уста прессы», «Мисс туризм», «Мисс МГУ», «Мисс часовой завод» и «Мисс универмаг». Красавиц выбирали среди милицейских работников и среди заключенных. Российские девушки не раз побеждали и в международных смотрах красоты. Первая крупная победа была одержана 18-летней Юлией Курочкиной, которая в 1992 году стала «Мисс мира». В 1998 году Розалия Муравьева была провозглашена «Супермоделью мира», а «Мисс Россия-97» Елена Рогожина в 1999 году превратилась в «Мисс Европу». Самым «звездным» для российских красавиц стал 2002 год, когда Светлана Королева стала «Мисс Европой», а 24-летняя аспирантка Петербургского университета МВД Оксана Федорова смогла обойти 74-х красивейших девушек мира, завоевав титул «Мисс Вселенная-2002». В 2003 году «Королевой Вселенной» стала россиянка Олеся Кузьмичева на международном конкурсе красоты в Южной Африке.