Рейтинг@Mail.ru
Как и зачем жить на Луне? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как и зачем жить на Луне?

Читать ria.ru в
Появление руководителей отечественной космонавтики на телевизионных экранах в наши дни - дело обыденное. Вот и выступление главы Роскосмоса Анатолия Перминова в одной из центральных информационных программ 7 июня можно назвать рядовым событием. Никаких сенсаций.

Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.

Появление руководителей отечественной космонавтики на телевизионных экранах в наши дни - дело обыденное. Вот и выступление главы Роскосмоса Анатолия Перминова в одной из центральных информационных программ 7 июня можно назвать рядовым событием. Никаких сенсаций. Только одна противоречивая тема нарушает стройную картину наших космических планов. Речь снова идет о Луне.

«Мы рассматриваем возможность пилотируемых полетов на Луну и Марс после 2020 года с использованием возможностей космодрома «Восточный». К этому времени у нас будут созданы новые пилотируемые корабли», - уверен Перминов.

Начнем с того, что сама лунная тема в одночасье  возникла на небосводе российской космонавтики сразу же после известной декларации президента Буша  двухгодичной давности об американских намерениях возвратиться с расширенной программой на Луну, а затем лететь на Марс. Более того, политическое и космическое руководство США не скрывает своих намерений стать лидерами в колонизации дальних миров.

Само собой, у Роскосмоса, который упрямо настаивает на  российском первенстве в области космоса, не оставалось другого выхода, как  заявить о соответствующих намерениях. За истекший срок обе страны неоднократно подтверждали свои планы дальних пилотируемых экспедиций, и каждый раз за скобками оставался вопрос, как практически должны осуществляться столь амбициозные планы. А, главное, зачем.

Сегодня картина иная. Если говорить об американцах, то заявление Буша в 2006 г. было на 100 процентов политическим, без каких бы то ни было конкретных практических наработок. Все изменилось с началом текущего года, когда НАСА объявило о начале разработки в полном составе на предприятиях головной корпорации Lockheed Martin комплексной космической транспортной системы «Созвездие». Эта система включает легкую и тяжелую ракету-носитель «Арис-1» и «Арис-5», пилотируемый корабль «Орион» с системой аварийного спасения и лунную взлетно-посадочную кабину. Следует отметить, что «Созвездие» годится как для межпланетных, так и околоземных полетов. То есть, американцы явили миру систему, которая действительно сможет обеспечить присутствие астронавтов на лунной поверхности в 2020-х годах.

Однако техника-техникой, но  НАСА постаралось  ответить и  на главный вопрос - зачем? Согласно официально принятой концепции, лунные исследования будут вестись с научными целями, которые укладываются в пять основополагающих американских космических проектов, имеющих большое практическое значение. Именно: мониторинг земной поверхности, создание космической разведки для разработки системы  защиты от астероидов, изучение происхождения планет, исследования за пределами Солнечной системы, поиски новой жизни. Для достижения этих целей планируется основать обитаемо-автоматическую базу на Луне с размещением различных средств слежения, в том числе и  на ее обратной стороне.

У нас новая космическая техника, пригодная для исследований дальнего космоса еще только в проекте. Неясно  даже кто и где собирается разрабатывать перспективные пилотируемые и автоматические аппараты. Пока известно только, что корпорация РКК «Энергия» договорилась с европейцами на уровне подготовки документов о разработке космического транспорта. Но, вспоминая недавнюю историю с кораблем «Клипер», отдаешь себе отчет, что  все может быстро измениться. И неизвестно в какую сторону.

Далее. Планы стартов с «Восточного», согласно информации руководителя «Энергии» Виталия Лопоты, существенно затруднят создание нового  космического корабля.  «При старте с космодрома «Восточный» посадка корабля на суше может быть осуществлена в четырех весьма ограниченных по размерам районах. (Существует безусловное требование к перспективным космическим средствам стартовать и садиться исключительно на российской территории, - А.К.)   Однако рекогносцировочные работы (при строительстве нового космодрома, - А.К.) могут внести свои коррективы по их уменьшению в связи со строительством новых высоковольтных линий электропередач и других промышленных сооружений. При этом приземление в эти районы возможно только с одного-двух витков. Такое ограничение, безусловно, является достаточно существенным и всесторонне исследуется при выборе проектного облика и характеристик нового корабля».

Если, говоря о  технике, хоть что-то известно, то задачи дальних космических вояжей не определены даже в общих чертах. Принять в качестве серьезного намерения добычу гелия-3  для нужд земной управляемой термоядерной реакции, пока  не готов никто.

«Что же касается освоения дальнего космоса с участием человека, - говорит Виталий Лопота,  то основная цель пилотируемых программ по исследованию и освоению Луны, Марса и других объектов в космическом пространстве - это генерация знаний. Здесь мы должны четко сформулировать, что делаем, как и в какие сроки. Именно поэтому программа должна быть сформирована и объединена хорошими, глубокими идеями, которые необходимо реализовать».

Золотые слова. Только выполнив эти условия и стоит говорить о сроках и целесообразности дальних космических полетов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала