Россия хочет быть уже не просто значимым внешнеполитическим игроком и одним из ведущих энергетических акторов. Она сделала заявку на то, чтобы стать еще и глобальным финансовым центром. Более того, в ее намерения входит стать не просто местом, где потоки капитала сгущаются и перетекают, переливаясь всеми цветами радуги, но и местом, где вырабатываются правила игры для всех.
Так можно расценивать выступление Дмитрия Медведева на питерском Экономическом форуме, целиком посвященное не просто глобальным экономическим проблемам, но насущным проблемам с финансовым уклоном.
На сей счет есть две точки зрения. Одна - деньги предпочитают надежность и покой. То есть понятные, проверенные десятилетиями (а то и веками) места для размещения и роста. Поэтому, как только снизится волатильность американского рынка и заработают новые правила игры, инвестиции не замедлят туда вернуться в значительном объеме. И США вкупе с европейским сообществом еще многие десятилетия будут не просто лидерами мировой экономики, но одновременно субъектом и объектом инвестиций, а также законодателем правил инвестирования для всех остальных мировых рынков и игроков.
Другая точка зрения - финансовая роль и влиятельность Европы и США будут плавно, но неизменно снижаться, поскольку в мире уже есть (и их становится все больше) иные точки не просто вложения, но и происхождения капитала: страны БРИК, страны Залива, но главное, азиатские центры, развитые и растущие - Сингапур, Япония, Китай, Индия, Индонезия.
То есть мир меняется, и почему бы России на фоне перемещения центров богатства, инвестирования и бизнеса не стать одним из новых экономических явлений. Но Россия хочет не просто оказаться в числе лидеров; она претендует еще и на неоспоримое первенство в ряде сфер.
Вместе с тем мировая история свидетельствует: для того, чтобы стать лидером, нужно предложить миру что-то такое, чего ни у кого больше нет. Именно в тот период истории, когда это наиболее насущно для развития мирового хозяйства, возникает инструмент, продукт, подход. Это может быть торговый флот, безналичные расчеты, разветвленная система кредитования, объем денег, наконец.
Это свойство страны должно быть своего рода уникальным, присущим только ей одной или единицам. Но главное - страна должна осознать это свойство и суметь им грамотно и своевременно распорядиться. Или страна умело использует возможности, открывающиеся перед ней в связи с новыми обстоятельствами, изменившимися мировыми отношениями или собственными устремлениями. Как писал Фернан Бродель, «успех зависит от твоего включения в круг тех шансов, какие предоставляет данная эпоха». И рождается новый лидер. Так было с Голландией, Испанией, Англией, Соединенными Штатами, ныне происходит со странами Азии. И, кстати, отчасти поэтому их будущее мировое лидерство еще не столь очевидно - они пока титаны потребления, но не предложения. Они подавляют объемами, но не новизной сути.
Но и того, что предложил Медведев мировым бизнесменам и финансистам в Петербурге, может оказаться мало. Этот призыв не отвечает на ряд вопросов. В частности, почему финансисты должны бросить Лондон или Нью-Йорк и начать перемещаться, скажем, не в Гонконг, Дели или Рио-де-Жанейро, а именно в Москву.
Возобновляемая энергия (которая у России не развита и не особенно пока развивается); стабильная экономическая ситуация и резервы, которые позволяют ей микшировать мировые встряски (что, однако, натыкается на высочайшие транзакционные издержки по входу в рынок и его дальнейшей экспансии, инфляцию и, как следствие, сужает возможность стратегического планирования). Наконец, энергетические ресурсы, которые ныне очень интересуют разные регионы мира, и отсутствие опыта регулирования в манере, за которой следует антикризисная программа по исправлению собственных же ошибок регулирования. То есть тот случай, когда отсутствие опыта есть преимущество.
Амбиции хороши. Если не ставить высоких целей - не добиться и впечатляющих результатов. Лишь тот, кто мечтает покорить Вселенную, покоряет мир. Поэтому заявления и намерения России могут быть и поняты, и оправданы. Но уже на втором этапе мечты и амбиции должны быть подкреплены достижениями, навыками и возможностями. За валовыми показателями должны последовать качественные. К примеру, заявляя о необходимости выработки новых правил регулирования на мировых рынках капиталов, Россия должна кое-что продемонстрировать и внутри себя.
Или вот упреки других в национальном эгоизме. Для стран с давними либеральными традициями открытости это зачастую реакция на глобальные потрясения. Взаимозависимость подразумевает и большую уязвимость. Когда тебя бьют в живот, ты, естественно, сгибаешься и пытаешься заслониться от следующего удара. А Россия что, не является примером этого национального эгоизма, когда со всех трибун говорит о прагматичном подходе? Кто-то уже прописал четкие критерии, по которым мир может отличить эгоизм от прагматизма, а заботу о национальном интересе от устремлений единоличника?
Ликвидные и надежные объекты, которых не достает миру для вложения средств, судя по выступлению, также находятся в значительной мере в России. И это также требует дальнейшего разъяснения и подтверждения, причем не только в плоскости миллиардных проектов нефтегазовых консорциумов.
Призыв к упорядочиванию институтов регулирования также придется подкреплять, поскольку сама Россия говорит о четырех «И», одной из которых является создание институтов внутри самой России. Причем эти институты - если она заявляет о лидерстве - уже при рождении должны быть эффективны и притягательны для других.
Если страна призывает по-новому существовать в новой действительности, она должна эту действительность осознать, описать и предложить способ ею управлять. Как писал Джон Нейсбит в «Мегатрендах», «во время взрывных перемен можно совершить чудеса». Но далее он добавлял: «Если только иметь ясный взгляд и четкую концепцию и хорошо видеть лежащую впереди дорогу».
Все исходные у России есть, а дальше - как она сама ими распорядится. О том, удался ли государству «поход» в мировые лидеры, можно отчасти судить по следующему критерию: другие начинают ему неуемно и часто не по-доброму завидовать. Его гражданам, его процветанию, его могуществу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции