Лев Дзугаев, член Экспертного совета РИА Новости.
Очередная встреча лидеров стран Содружества, маркированная в СМИ как неформальный саммит глав СНГ, прошла в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума. По оценкам экспертов экономический форум с каждым годом становится все более заметным событием. Возможно, подобное «соседство» придаст необходимую результативность встречам президентов независимых государств.
Пока же приходится констатировать, что интеграция на постсоветском пространстве не обрела ту динамику, которая позволила бы успешнее реализовывать имеющийся потенциал сотрудничества. Неторопливость или, точнее, инерционность, характеризующие состояние дел внутри СНГ, отсутствие прорывных инициатив не особо укрепляют имидж организации. Между тем процессы, разворачивающиеся вдоль границ СНГ, так или иначе затрагивающие интересы входящих в него государств, свидетельствуют о том, что упущенные возможности все труднее будет компенсировать.
От каждой встречи на высшем уровне в этом смысле ожидают чего-то нового. К тому же в Санкт-Петербурге был первый саммит, в котором Россию представлял Дмитрий Медведев. Вероятно, поэтому главы всех стран Содружества прибыли в город на Неве, что в прошлом происходило не часто. Двустороннее общение нового российского президента с коллегами позволяет судить о состоянии базовых для Содружества отношений. И хотя продолжительность этих встреч варьировалась от 40 до 13 минут, обмен мнения показал, сколь непростая работа предстоит в ближайшие годы, чтобы придать новый импульс не только двусторонним отношениям, но и деятельности Содружества в целом.
Для Медведева диалог с коллегами не первая, но, безусловно, важная возможность для манифестации своего видения перспектив развития отношений России с ближайшими соседями. Судя по телевизионной картинке и комментариям российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, особенно отчетливо это проявилось в ходе встреч с Виктором Ющенко и Михаилом Саакашвили. Именно эти встречи были самыми продолжительными и понятно почему.
Один из актуальных для России политических сюжетов последних лет - продвижение НАТО на Восток - приобретает чрезвычайную остроту в связи с попытками включить в этот процесс Украину и Грузию. Наученная горьким опытом 90-х годов, Россия более не намерена поддаваться на уговоры о несуществующих, якобы, угрозах, и пытается противодействовать подобным попыткам. Бухарестский саммит НАТО - яркая тому иллюстрация.
Нынешние руководители Украины и Грузии пытаются прыгнуть, что называется, выше головы, лишь бы сделать этот процесс необратимым. Президент России ясно дал понять своим коллегам, что это путь, ведущий не к снятию проблем в двусторонних отношениях, а, наоборот, к созданию новых, еще более острых, что совершенно не отвечает интересам граждан стран, являющихся не просто соседями, а духовно, исторически близкими друг другу.
Евроатлантический дрейф Грузии делает практически невозможным достижение прогресса в урегулировании отношений с де-факто уже более 15 лет независимыми Южной Осетией и Абхазией. И это реальность, которую вряд ли кому-либо удастся обойти, о чем прямо говорил своему грузинскому коллеге Дмитрий Медведев.
Кроме того, по результатам состоявшихся встреч в насыщенную повестку дня президента России на ближайшее время внесены существенные коррективы: в начале июля предстоят визиты в Азербайджан и Туркмению, которые наряду с Россией и Казахстаном играют важную роль в поставке энергоносителей. Шаги в нужном направлении, если учесть резкое повышение активности в этом регионе высокопоставленных западных чиновников, например, Евросоюза, ОБСЕ.
Тема согласованных действий в сфере энергетической политики стала одной из центральных во время Бухарестского саммита НАТО. Как отражение серьезности намерений Брюсселя, следует рассматривать состоявшийся буквально следом за натовским саммитом визит высоких еврочиновников в центральноазиатский регион. Цель визита - обеспечение диверсификации поставок энергоносителей в ЕС.
И визит в известной мере своих целей достиг, о чем свидетельствуют некоторые сообщения, например, из Астаны о подписании президентом Назарбаевым закона о содействии транспортировке казахской нефти на международные рынки, используя трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, или из Ашгабада - о подписании меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в области энергетики между Евросоюзом и Туркменией. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев давно зарекомендовал себя как последовательный сторонник интеграционных процессов на постсоветском пространстве, но если в 2010 году Казахстан получит право председательствовать в ОБСЕ, то Назарбаев вынужден будет вносить в свои действия определенные изменения.
Поэтому предложения о создании общего энергетического рынка Содружества и объявлении 2009-го Годом энергетики для стран СНГ, прозвучавшие на саммите в Санкт-Петербурге, весьма своевременные. Достигнутые ранее соглашения между Россией, Казахстаном и Туркменией о строительстве прикаспийского газопровода и о согласованных принципах проведения энергетической политики необходимо всячески закреплять, чтобы не подвергать наши интересы и интересы наших партнеров в энергетической сфере угрозам.
Ну и опять на саммите прозвучало согласие всех лидеров с необходимостью реформирования СНГ. Хотя речь о реформировании Содружества идет не первый год, и пришло время конкретных результатов. В этом смысле стоит самым внимательным образом отнестись к предложению Ислама Каримова о создании единой организации на базе ЕврАзЭС и ОДКБ. Год назад главы государств-учредителей Евразийского экономического союза давали поручение о доработке к осени 2007 года целого пакета документов, принятие которых позволило бы вывести интеграционные процессы на более высокий уровень. Близится осень 2008 года. Судьба упомянутых документов пока не известна. Безусловно, проведение двусторонних встреч в рамках саммитов СНГ имеют свою ценность и не только для того, чтобы лидеры стран лучше узнали друг друга. Но если принимаемые в ходе саммитов решения будут и дальше «провисать», повышения авторитета Содружества ждать не приходится.
Между тем интересная новость: на 24 июня состоится заседание комитета Европарламента по внешней политике, на котором будет рассмотрен проект создания Черноморского союза (ЧС). Не прошло двух месяцев после поддержки Евросоюзом создания Средиземноморского союза, как речь зашла о заключении договоренностей специфического характера со странами черноморского бассейна, не входящими в ЕС. Помимо Грузии, Молдавии, России, Турции и Украины, предполагается включение в орбиту ЧС и государств, не имеющих выхода к Черному морю - Армении, Азербайджана, Албании. В проекте резолюции Европарламента отмечается, что «создание Черноморского союза позволит не только государствам региона сотрудничать с Европой, но и даст Европе возможность укрепить свое экономическое влияние в регионе и принять более активное участие в урегулировании конфликтов в регионе». Ни больше и не меньше.
Хороший ответ скептикам, сомневающимся в актуальности Содружества Независимых Государств.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции