Рейтинг@Mail.ru
Фальшивого Рембрандта "раскусит" компьютер - РИА Новости, 28.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фальшивого Рембрандта "раскусит" компьютер

Читать ria.ru в
Дзен
С той поры, как появился рынок произведений искусства, его заполняют подделки. История фальшивок такая же богатая, как и история подлинных вещей. На помощь коллекционерам приходит компьютер.

Один из самых известных копиистов картин старых мастеров голландец Гиирт Ян Янсен (Geert Jan Jansen) открыл выставку своих практически неотличимых от оригиналов подделок. В 1994 году Янсен был арестован во Франции, но обвинение ему так и не было предъявлено: ни одна галерея или частный коллекционер не признались, что купили у художника фальшивку, сообщает Лента.ru.

Янсен успешно подделывал произведения живописи на протяжении тридцати лет. В числе художников, чьи копии он выдавал за подлинники, были Пикассо, Матисс, Магритт, Дали, Шагал, Миро. Он начинал с подделок гравюр, а потом начал писать картины, выдавая их за вновь найденные варианты известных полотен. Поймали Янсена на фальшивом свидетельстве о подлинности одной из картин. За время следствия во Франции художник успел написать автобиографию.

Хотя Янсен перестал продавать свои работы, он по-прежнему иронизирует по поводу отношения к своему ремеслу: "Когда музыкант играет сонату Баха, ему аплодируют. Когда я воспроизвожу сонату Пикассо, меня сажают под арест".

С той поры, как появился рынок произведений искусства, его заполняют подделки. История фальшивок такая же богатая, как и история подлинных вещей. Например, в Средние века в разных церквях хранились десяток голов Иоанна Крестителя и сотни гвоздей, якобы оставшихся от Распятия, отмечают "Новые известия".

В эпоху Возрождения научились подделывать древнеримские статуи и монеты, а в XIX веке Европу наводнили египетские статуэтки и саркофаги.

От подделок не застрахованы даже те, кто приобретает произведения искусства на престижных аукционах. Так, с торгов на "Сотбис" была снята картина Шишкина, оказавшаяся на самом деле переписанным пейзажем голландского художника. При этом фальшивый Шишкин был снабжен авторитетным заключением о подлинности со штампом Третьяковской галереи.

Увы, даже столь авторитетные аукционный дом и музей не дают стопроцентной гарантии подлинности произведения, просто число подделок у них меньше, чем в других галереях. Ведь при оценке картины до сих пор главное - это вкус и чутье искусствоведа. Конечно, помогает техника. Сейчас, помимо рентгена, делают химический анализ холста и красок. Но преступники тоже пользуются достижениями научного прогресса и научились обходить физико-химические анализы.

Раньше, чтобы создать фальшивку, "состаривали" краски. Живопись держали в печи, чтобы добиться появления трещин, натирали китайской тушью, чтобы получить эффект пыли, и несколько раз покрывали лаком. Современные методы намного изощренней. Самый частый прием - использование одной старой картины для создания другой. Например, в западном магазине покупается какой-нибудь датский пейзаж позапрошлого века за 5 тысяч долларов, к нему делается несколько добавлений с подписью художника, и на картину с автографом Шишкина или Поленова вешается ценник в 100 тысяч долларов.

В Министерстве культуры РФ считают вал подделок настоящим бедствием и предпринимают срочные меры. Так, в конце 2007 года Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) выпустила в свет уникальный каталог подделок произведений живописи. По мнению издателей, первая часть каталога "Внимание: возможно, подделка!" дает многим коллекционерам возможность предъявить претензии своим партнерам за обман.

На помощь коллекционерам приходит и компьютер. Профессор факультета компьютерных наук университета Хайфы Дэниель Керен создал оригинальную компьютерную программу, которая "переводит" живопись на язык математических формул и символов. Компьютер сравнивает их с эталонными, принадлежащими тому или иному живописцу. Для этого картины сначала разбиваются на отдельные блоки. "Предположим, - объясняет профессор Керен, - у одного живописца преобладают вертикальные мазки. Ему, скажем, нравится рисовать телефонные столбы или, допустим, небоскребы. Программа разбивает его картины на блоки и превращает их в математические символы, похожие на синусоиды и косинусоиды, которые знакомы каждому школьнику, изучавшему тригонометрию. Если другой художник больше любит горизонтальные мазки, то его математические символы будут отличаться. Сравнивая их, программа сможет определить, где чья работа".

Пока программу опробовали на пяти художниках: Ван Гоге, Рембрандте, Дали, Рене Магритте и Кандинском. Компьютер проанализировал около 30 полотен каждого из них и добивался успеха в 86% случаях с картинами, которые раньше "не видел".

Профессор Керен уверен, что со временем его программа сможет безошибочно определять, отличаются ли две картины, и, если отличаются, то объяснять, чем именно. Если сюжет картин разный, но стиль одинаковый, то программа определит автора на основе предварительного изучения его отличительных характеристик, например, таких, как любовь Ван Гога к завиткам.

Искусствоведы скептически относятся к новинке. Непонятно, как программа сможет распознать художников, имеющих привычку менять стили и технику. К категории таких "проблемных" мастеров относится, например, Рембрандт. Известно, что великий голландец отличался склонностью к переменам стиля. Нет ничего удивительного в том, что его работы часто мелькают в списках спорных картин. Но профессор Керен намерен расширять базу данных и вносить в нее все новых и новых живописцев. Он уверен, что через несколько лет его компьютерная программа поможет специалистам находить подделки.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала