Нино Джуссоева, РИА Новости
Ровно 140 лет назад, 7 июня 1868 года, в городе Глазго (Шотландия) в семье полицейского суперинтенданта родился Чарльз Ренни Макинтош, ставший впоследствии известным архитектором и получивший мировое признание.
Он был вторым ребенком в семье, в которой было одиннадцать детей. С ранних лет Чарльз страдал от травмы ноги, и это обрекло его в основном на сидячий образ жизни. Еще будучи юношей, он создал большой цикл рисунков, посвященный садовым цветам - «Гербарий».
Позже именно цветы стали одним из любимых элементов созданных им орнаментов.
Первоначальное профессиональное образование Чарльз Макинтош получил в Художественной школе А. Глена в Глазго. Позже он начал практиковаться в архитектурной студии Джона Хатчинсона. В 1890 году Макинтош использовал стипендию А. Томпсона для поездки во Францию и Италию с целью получения дополнительного опыта. К его первым архитектурным произведениям, обратившим на себя внимание современников, можно отнести здание редакции газеты «Глазго Геральд» (1893 год) и здание общественной школы Мартира на улице Барони (1895).
Чарльз Ренни Макинтош стал основоположником одного из своеобразных течений модерна, возникшего в Глазго в начале последнего десятилетия XIX века. Это течение получило название «стиль Глазго», характерными чертами которого стали простота и особенное внимание к деталям.
Чарльз Макинтош в своем архитектурном творчестве опирался на «баронский стиль» шотландских средневековых замков, то есть был типичным представителем неоромантизма. Поэтому все его работы, особенно в жанре загородного особняка, изобилуют особенностями этого направления модерна.
Еще будучи студентом, Макинтош избегал рутинного академического стиля, пытаясь создать свой новый изобразительный язык графики, и шел, таким образом, во многом по пути, присущему представителям модерна. Макинтош изучал и зарисовывал различные, часто неожиданные, природные формы, например, узор, возникший на срезе кочана капусты, или рыбий глаз под микроскопом. Позднее он пытался выразить настроение, чаще всего меланхолическое, какого-либо стихотворного или прозаического произведения, изображая его абстрактным сочетанием изогнутых линий. Однако Макинтош не приветствовал движение «чистого» модерна в Шотландии, так как считал, что сооружения, выполненные в рамках этого течения, не подходят к суровому шотландскому климату.
Характер работ Макинтоша по стилистике и религиозно-символической тематике свидетельствует о принадлежности к «космополитическому» направлению модерна. Особенностями этого британского варианта «Ар Нуво» были особая изысканность и вместе с тем сдержанность, что выделяло его из ряда подобных на европейском континенте. Но даже такой сдержанный стиль модерна не получил поддержки в кругу художников - членов «Движения искусств и ремесел».
Чарльз Макинтош стал первым архитектором, работавшим в рамках стиля модерн, которому доверили спроектировать здание церкви Куинз Кросс Чёрч (Queen's Cross Church) в Глазго (1896 - 1899). Ее отличительной чертой стала приземистая башня, в то время как у всех других церквей Глазго были высокопарящие шпили. Стиль этого здания определили как «современный готический». Макинтош сумел вместить множество различных элементов в полностью ассиметричный дизайн. На фасаде здания церкви, выходящего на главную улицу, можно обнаружить несколько скульптурных групп. Это радующие глаз изображения на камне, которые так любил создавать Макинтош, например, головы птиц, листья, цветы. Надо сказать, что первоначально церковь должна была называться церковью святого Матфея. А в свете наверняка известной шотландскому архитектору и дизайнеру притчи о сеятеле из Евангелия от Матфея орнаменты, выполненные Макинтошем, смотрятся особенно естественно и органично.
Подписывая свои работы, Макинтош использовал шрифт, который он сам и изобрел.
Мебель по его проектам и по сей день производится и успешно продается по всему миру. В 2002 году один из его стульев был продан на аукционе за 150 тысяч фунтов стерлингов.
В честь него открыли дом-музей в Глазго, который пользуется популярностью среди многочисленных туристов, приезжающих в этот крупнейший город Шотландии.
В целом творчество Чарльза Макинтоша сопоставимо с творчеством английских художников «Эстетического движения», которое находилось в оппозиции «Движению искусств и ремесел». Произведения Макинтоша, в частности, его проект «Дома для любителя искусства», оказали серьезное влияние на развитие европейской архитектуры и, прежде всего, на представителей знаменитой венской школы модерна.