Сергей Старцев, обозреватель РИА Новости, Рим.
Поздно вечером в четверг, когда в Москве время уже близилось к полуночи, в Риме в помпезном здании бывшего муссолиниевского министерства по делам колоний завершилась Международная конференция по продовольственной безопасности, организованная Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). Финал этого форума, который некоторые коллеги поспешили окрестить «продовольственным саммитом ООН», был непривычно нервным и напряженным. Буквально до самого последнего момента не было ясно, будет ли все-таки согласована и принята Заключительная декларация. На деле речь шла не просто об успехе или неудаче форума, не только о репутации ФАО, а о самой способности мирового сообщества сформулировать четкую позицию по одному из самых острых вызовов нашего времени - проблеме голода и недоедания, от которых сегодня страдает уже почти 1 миллиард человек.
В итоге после жарких дебатов и борьбы за каждую запятую представители 183 стран все же приняли заключительный документ конференции, хотя три государства - Аргентина, Венесуэла и Куба - категорически отказались признать этот текст целиком, а еще десятки стран - уверен - согласились с ним, лишь движимые логикой, что плохой договор лучше доброй ссоры. Как сказал мне один высокопоставленный эксперт, естественно, пожелавший остаться неназванным, «все эти попытки сформулировать общее послание для мирового общественного мнения оборачиваются тривиальным лицемерием, когда, в конце концов, каждый преследует только собственные цели».
Даже если не попасть под влияние пессимизма этого видавшего виды международного чиновника, приходится признать, что римская штаб-квартира ФАО стала ареной борьбы всех против всех - «богатых» стран против «бедных», одних «бедных» против других, латиноамериканцев против США и Западной Европы, ооновских профессиональных функционеров по продовольствию против бескомпромиссных активистов неправительственных организаций.
Схватка глобальных «лоббистов» за многомиллиардные интересы шла практически по всем принципиальным вопросам. Так, «богатые» настаивали на необходимости дальнейшей либерализации рынков по схеме ВТО, а «бедные» требовали запуска протекционистских механизмом защиты «слабых рынков» в рамках глобализированной системы мировой торговли. Запад по традиции продвигал концепцию продовольственной помощи как инструмента по разрешению чрезвычайных ситуаций, тогда как африканские страны требовали большей свободы доступа к выделенным ресурсам, которые можно было бы пустить на структурные реформы их стагнирующего аграрного сектора. США, Бразилия и ряд европейских стран вовсю защищали важность биотоплива, а НПО протестовали против использования сельскохозяйственных земель для производства этанола вместо продовольствия. Сложные альянсы сложились и в борьбе за продвижение на мировой рынок генномодифицированных продуктов. И эта война всех против всех происходила при полном понимании того, что на планету, по выражению президента Всемирного банка Роберта Зеллика, обрушилось «молчаливое цунами» галопирующих цен на продовольствие.
В итоге в четверг вечером гендиректор ФАО сенегалец Жак Диуф сообщил журналистам, что отдельные страны и некоторые международные организации приняли решение о выделении на цели продовольственной безопасности и развитие аграрного сектора более 6,5 млрд долларов. Крупнейшими донорами здесь станут Банк исламского развития и Франция (по 1,5 млрд в течение 5 лет), Всемирный банк (1,2 млрд), Банк африканского развития (1 млрд), Испания (773 млн) и Великобритания (590 млн). Взносы остальных будут весьма и весьма скромнее. И это при том, что на той же римской конференции генсек ООН Пан Ги Мун призвал ежегодно выделять для преодоления мирового продовольственного кризиса 15-20 млрд долларов. По мнению же ряда авторитетных экспертов, эта цифра должна составлять не менее 30 млрд...
Итак, документы конференции приняты, миллиарды долларов выделены, международные чиновники готовы рапортовать об успешно проведенном мероприятии и с новыми силами продолжить борьбу с голодом на планете. Напомню, в 1996 году на Всемирном продовольственном саммите в Риме было принято торжественное обязательство к 2015 году наполовину сократить число голодающих и недоедающих людей в мире. Тогда их было около 800 миллионов. Повторюсь: сегодня эта цифра уже вплотную приблизилась к 1 миллиарду.
Однако участники римской конференции за новыми декларациями и политико-терминологическими спорами как-то незаметно отложили на потом рассмотрение совершенно конкретных и жгучих проблем. Взять хотя бы упомянутый вопрос о ширящемся производстве биотоплива на площадях, которые могли бы давать пищу голодающим. Но даже дискуссия о том, что же все-таки важнее сегодня - пустой желудок или пустой бензобак, была похоронена «в связи с необходимостью более углубленного изучения вопроса». Что уж тут говорить о других, еще более масштабных проблемах, например, о глобальных финансовых спекуляциях, в том числе и с продовольствием, которые имеют поистине катастрофические последствия для человечества. На эту тему, как и на многие другие, сегодня наложено прочное табу.
Конференция по продовольственной безопасности завершилась. Римлянам она запомнится колоссальными пробками, которые волнами расходились по Вечному городу от «красной зоны» безопасности вокруг штаб-квартиры ФАО. Премьерам и президентам - анекдотами Сильвио Берлускони о старике Марксе с поистине марксовой бородой. Журналистам - тишиной в зале после выступления Махмуда Ахмадинежада, говорившего о некой «коалиции», тормозящей развитие ядерной энергетики для искусственного поддержания высоких цен на нефть. Миллионам голодающих... Голодающим она ничем не запомнится. Они о ней просто не узнают.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции