Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Дмитрий Медведев сделал в Берлине так много предложений Западу, что отказаться, по крайней мере от всех, будет очень нетактично. Так что было бы интересно посмотреть, как долго Запад будет над ними думать и какие примет.
В нескольких словах, Медведев предложил: взять паузу по Косово, по расширению НАТО (еще один шаг на Восток - и отношения с Россией «будут испорчены капитально»), по новым американским системам ПРО в Европе, прекратить «подтягивать» российские позиции к западным, подменять ООН и ОБСЕ другими форумами. Наконец, президент предлагает заключить универсальное, обязывающее соглашение о новой системе международной безопасности типа Хельсинки-2.
«Одним пакетом» они, естественно, не пройдут, так что скорого ответа ждать не приходится. Да к тому же европейцев - это очевидно - все еще здорово тормозят «побочные эффекты» очередной российской невиданной «перестройки» во властном пространстве. Они никак не могут усвоить, что Медведев - это «продолжение», а не противоположность Путина.
Первый визит российского президента на Запад не мог не быть необычным, и Медведева-преемника не могли не сравнивать с Путиным-предшественником. Это понятно. Все сравнения шли на фоне знаменитой речи ВВП на прошлогодней Мюнхенской конференции по безопасности. Это тоже объяснимо, поскольку та, мюнхенская речь 10 февраля, была внешнеполитической программой «О наболевшем». Она тогда сильно напугала Запад.
Перед первым визитом нового российского президента в Берлин от него так сильно ждали проявлений нового «либерализма», «сдержанности» и «мягкости» - всего, что «было утрачено Путиным к Мюнхену» (это все цитаты из английских, немецких, американских газет), - что уже на следующий день после визита не оставалось ничего иного, как о таких проявлениях объявить. И здесь, применительно к оценке Медведева и Путина, начинается как раз то, о чем один булгаковский герой метко сказал «вся моя речь - цепь прочно упакованных силлогизмов».
Трудно вообще сказать, откуда на Западе взялась такая «доверительная информация» даже не о содержании выступления Медведева, а о тоне его тогда еще предстоящей речи в Берлине перед почти 700 немецкими бизнесменами, политиками и общественными деятелями. Медведев, если внимательно прочесть его речь, изложил юридически обстоятельно все то, о чем - не без эмоций, конечно - говорил в Мюнхене Владимир Путин. Сравнивая две речи (приходилось слушать и первую и вторую), я, например, никак не могу взять в толк, что собственно такого особо разного между путинским мюнхенским - «легитимным можно считать применение силы только если решение принято на основе и в рамках ООН. И не надо подменять Организацию Объединенных Наций ни НАТО, ни Евросоюзом» - и медведевским «смысл существования НАТО...сегодня пытаются найти на путях «глобализации» миссии альянса, в том числе и в ущерб прерогативам СБ ООН, за счет привлечения новых членов».
Более того, путинское «натовское расширение - это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить - против кого это расширение?» звучит, кажется, гораздо «либеральнее» медведевского - в случае расширения «отношения «испортятся капитально», и «цена вопроса будет высокой».
Путин говорил, что у России «есть привилегия проводить независимую внешнюю политику». Медведев напомнил, что «наши подходы не надо «подтягивать» к западным», и что мы «добиваемся подлинно равноправных отношений и ничего больше».
Создается впечатление, что хотя многие уже давно поняли, что времена «ельцинской податливости» в российской политике уже давно миновали, но подсознательно эти многие, похоже, не могут или не хотят с этим смириться. Нас все пытаются пропустить через какую-то «европейскую диспансеризацию», все узнать с кем и против кого мы будет дружить.
Странно, но почему-то никто, похоже, даже не допускает мысли, что знаменитую формулу Черчилля: «У Британии нет ни друзей, ни врагов - у нее есть интересы»,- может использовать еще кто-то, кроме Британии, США, Франции, Германии, Италии, Австралии, Канады...Вроде бы она никем не монополизирована.
А в деловой части все прошло вроде хорошо. С Германией вообще особый случай. У нас с Германией чуть ли не со времен Петра Великого всегда существовал некий неписанный контракт, в соответствии с которым Германия бралась «технически подтягивать» Россию в обмен на предоставление ей гарантированного доступа к ее минеральным кладовым. В отношении Германии Россия всегда выступала в некотором роде как «хозяйка Медной горы». Что, собственно, продолжается и по сей день. Берлин - самый крупный в Европе «пользователь» нашей энергетической составляющей, а мы для него всегда были самым надежным поставщиком. На сегодня 70% всего российского экспорта в Германию приходится как раз на нефть и газ и еще 15% на металлы и сплавы, дальше идет дерево. Из того, что везут нам немцы - 90% оборудование, машины, металлопродукция, химия, электротехника и пр.
Уполномоченный правительства ФРГ по вопросам германо-российских отношений Андреас Шоккенхофф на вопрос одной немецкой газеты, какой совет он дал бы frau Kanzlerin Меркель на переговорах с Медведевым, ответил: пригласить российского президента на традиционную ежегодную конференцию по безопасности в Мюнхене, проводимую ежегодно в феврале.
Хорошая идея. В этот раз Медведев, вроде, высказался. Может европейцы ему в Мюнхене и ответят?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции