Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Рост цен в России опровергает одно за другим обещания властей по их сдерживанию. Как сообщил 5 июня Росстат, инфляция за январь-май 2008 года достигла 7,7%. Таким образом, даже подкорректированный официальный прогноз по инфляции - 10,5% за весь год - выглядит абсолютно невыполнимым. Правительство и Центробанк до сих пор, как ни стараются, не научились управлять ни ценами на продовольствие, ни монетарной инфляцией.
В начале 2008 года российский министр финансов Алексей Кудрин обещал, что инфляция к концу года ни в коем случае не превысит 8,5%. На то, по его мнению, были две основные причины: мировые цены на продовольствие больше не будут расти такими же быстрыми темпами, как в 2007-м; а приток иностранного капитала в страну (и соответственно рост денежной массы) замедлится.
Однако официальный прогноз по инфляции на 2008 год с тех пор уже повышен до 10,5%. Последние же данные Росстата, явно показывают, что и эта цифра будет перекрыта: инфляция в мае составила 1,4% и, таким образом, уже за первые пять месяцев 2008 года достигла 7,7%. При этом инфляция продолжает ускорение в годовом исчислении, составив за последние 12 месяцев 15,2% (на конец апреля этот показатель составлял - 14,3%).
Отметим, что нынешние темпы инфляции намного превосходят рост цен в 2006 году, когда инфляция вышла из-под контроля только во второй половине года, составив по его итогам почти 12%. В мае прошлого года рост цен был еще на приемлемом уроне - 0,6%, а в январе-мае - 4,7%.
Сейчас, как и в конце прошлого года, основным драйвером инфляции остаются цены на продовольственные товары: в мае они повысились на 2,1%, а в январе-мае - на 10,2%. Такая структура инфляции, разумеется, болезненнее всего отражается на малоимущих слоях населения, расходующих практически все свои денежные средства на еду. Об этом наглядно свидетельствует стоимость ежемесячного минимального продуктового набора, которая растет еще стремительнее: за май она выросла на 4,1%, а с начала года на 19,6% и сейчас составляет - 2 155 рублей
Теперь в правительстве все надежды связывают с сезонным замедлением роста цен на продовольствие. Как сообщил РИА Новости источник в правительстве, в июне рост цен благодаря этому фактору может замедлиться до 0,8-1%. Но это говорит лишь о том, что в правительстве с прошлого года разучились грамотно регулировать продовольственные рынки и не осознали своих ошибок до сих пор. Инфляция в 1% для июня - это очень много. В 2002-2006 годах в этом месяце она была существенно ниже. Однако в 2007 году она впервые за долгие годы достигла в первом месяце лета 1% из-за введения новых правил торговли на продовольственных рынках, приведших к удорожанию плодоовощной продукции. Сейчас госрегуляторы наступают на новые грабли, что грозит потребителям повторением прошлогоднего антирекорда: введен запрет на ввоз овощей и фруктов из Турции, включая такие основные продукты потребления россиян как помидоры и картофель.
Если инфляция в июне составит, как рассчитывают в правительстве, 0,8-1%, то только за первое полугодие рост цен достигнет 8,5-8,7%. По оценке экономиста инвестиционного банка «Траст» Евгения Надоршина, которой он поделился с РИА Новости, в этом случае можно ставить крест на планах удержать инфляцию в рамках 10,5%. "В 2008 году можно увидеть 12% и выше", - считает он.
Центробанк борется с инфляцией со своей стороны, пытаясь сдержать рост денежной массы. Для этого он повышает ставку рефинансирования и нормативы обязательного резервирования (т.е. заморозки) средств коммерческих банков. Однако два-три года назад ЦБ «изобрел» еще один способ борьбы с инфляцией - периодическое укрепление номинального курса рубля и к доллару, и к евро одновременно. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев даже вывел тогда свою "формулу" борьбы с ценами: укрепление рубля к бивалютной корзине на 0,3% снижает инфляцию на 1%.
Идея состояла в том, что дешевый импорт будет сдерживать внутренние цены. Ее авторы не учли только одного, что политика постоянно укрепляющегося рубля сделала очень выгодными внешние заимствования, усилила приток капиталов и соответственно рост рублевой денежной массы. По итогам как 2006-го, так и 2007-го годов денежная масса в России вырастала почти в 1,5 раза. При подобном увеличении денежных средств в обращении удержать инфляцию в пределах однозначной цифры не представляется возможным. Однако в конце мая в Санкт-Петербурге глава ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что не исключает дальнейшего укрепления номинального курса рубля в ближайшие месяцы. Выходит, что ЦБ не отказался от такого способа борьбы с инфляцией, который, в конечном счете, может ее ускорить.
При этом руководство ЦБ продолжает изъясняться на языке мало понятном большинству населения России. Тогда же в конце мая Игнатьев вновь коснулся проблемы плавного перехода к инфляционному таргетированию. По-русски это означает установление цели по инфляции, однако чем это отличается от ныне применяемого прогноза по инфляции, никто в Центробанке доступным языком пока не объяснил. 5 июня, выступая в Госдуме, своего шефа превзошел зампред ЦБ Константин Корищенко. Он заявил, что прогноз по инфляции на 2008 год в 10,5% никуда не исчез, «но качество такого прогноза в сегодняшних условиях весьма низкое".
Тем временем, население, оправившись от шока, каким был внезапный скачок цен прошлой осенью, начинает приспосабливаться к жизни в условиях постоянно ускоряющейся инфляции и переходит к инфляционной модели поведения, вспоминая печальный опыт 1990-х годов. Объем депозитов в банках сокращается; люди стремятся потратить деньги, пока они не обесценились; и из-за этого цены растут еще быстрее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции