Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

6 июня

Пушкинский день России. Родился Александр Сергеевич ПУШКИН, великий русский поэт.
1606 - родился Пьер Корнель, французский драматург.
1922 - создано Главное управление по делам литературы и издательств.

Пушкинский день России. Родился Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт
     Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала - «арапа Петра Великого». Из домашнего обучения вынес прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели. В 1811 году Александр Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей - привилегированное учебное заведение для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. В лицее Пушкин был членом кружка лицейских новеллистов и поэтов, которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи. Поэтический талант юного Пушкина был признан товарищами по лицею Дельвигом, Кюхельбекером, Пущиным, корифеями русской литературы Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным. После окончания лицея в июне 1817 года в чине коллежского секретаря Александр Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность» (1817), «К Чаадаеву», «Деревня» (1819), «На Аракчеева» (1817-1820), которые, хоть и не публиковались, были широко известны. Еще до окончания лицея, в 1817 году, начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 года. В мае того же года был сослан на юг за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». Он едет в Екатеринослав, где знакомится с семьей Раевских, затем вместе с ними - на Кавказ, оттуда - в Крым и в сентябре - в Кишинев, где живет в доме генерала Инзова, наместника Бессарабского края. В Кишиневе Пушкин знакомится и общается с будущими декабристами, много работает. За три года ссылки им написаны «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), а также «Узник», «Песнь о вещем Олеге» (1822) - образцы романтической и гражданской лирики, многие другие стихотворения; начат роман в стихах «Евгений Онегин». В июле 1823 года Пушкина переводят под начало графа Воронцова, и он переезжает в Одессу. Сложные отношения с графом привели к тому, что он по просьбе Воронцова был удален из Одессы, уволен с государственной службы и выслан в имение матери «под надзор местного начальства». Здесь поэт вел уединенный образ жизни, однообразие которой скрашивало лишь общение с соседями - семьей Осиповых-Вульф - и няней, рассказывавшей ему сказки по вечерам. В Михайловской ссылке Пушкин формируется как художник-реалист: продолжает писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра 1». 17 декабря 1825 года узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, уничтожает автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв». С глубоким волнением ждет вестей из столицы, в письмах просит друзей «не отвечать и не ручаться» за него, оставляя за собой свободу действий и убеждений. Дни томительного ожидания заканчиваются в сентябре 1826 года, когда Пушкин получает с фельдъегерем приказ Николая I немедленно прибыть к нему в Москву (император был коронован в Кремле). Напуганный всеобщим неодобрением, казнью и ссылкой дворян-офицеров, Николай 1 искал пути примирения с обществом. Возвращение поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости объявил Пушкину, что сам будет его цензором. Цензорство царя обернулось полицейским надзором: «Борис Годунов» был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода («Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный», «Предчувствие»). В мае 1828 года Александр Пушкин безуспешно просит разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время сватается к Наталье Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уезжает на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», в стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии...». Возвратившись в Петербург, поэт получает от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее явно враждебное отношение Николая 1 к Пушкину.

В апреле 1830 года  Александр Пушкин вновь сделал предложение Наталье Гончаровой, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». Испытывая большой творческий подъем, Пушкин пишет «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказку о попе и работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин». 18 февраля 1831 года в Москве Пушкин обвенчался с Гончаровой. Летом 1831 года вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Пишет «Историю Пугачева» (1833), историческое исследование «История Петра». Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительным для поэта, так как это придворное звание обычно «жаловалось» молодым людям. За поэтом следили, его письма подвергались цензуре, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей - Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги. Но, несмотря на тяжелые условия, именно в эти годы написаны «Пиковая дама» (1833), «Египетские ночи», «Капитанская дочка» (1836), поэма «Медный всадник», сказки. В конце 1835 года Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник». Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели. Художественный уровень журнала был необычайно высок, с ним сотрудничали Жуковский, Баратынский, Вяземский, Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов. Зимой 1836 года завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля 1837 года на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Александра Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта Александр Тургенев. Похоронен Александр Сергеевич Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.

     В мае 1997 года вышел указ президента РФ, в соответствии с которым установлен Пушкинский день России, который отмечается ежегодно 6 июня - в день рождения поэта.

 

128 лет назад (1880) в Москве установлен памятник А.С.Пушкину
     Фрагмент памятника А.С. Пушкину в Москве.  Скульптор А. Опекушин Торжественное открытие памятника А.С.Пушкину, сооруженного по всенародной подписке, явилось событием огромного значения в жизни страны. По свидетельствам очевидцев, 6 июня 1880 года в Москве с 10 часов утра густые толпы народа и многочисленные экипажи стали стекаться к площади Страстного монастыря. Колыхались разноцветные значки и знамена различных корпораций, обществ и учреждений; вокруг площадки  памятника на шестах поставлены были белые щиты, на которых золотом вытеснены названия произведений великого поэта. Тверской бульвар украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками. Народ покупает у торговцев массу ландышей и фиалок и закидывает ими пьедестал памятника. Казалось, вся Москва собралась в этот день к Тверскому бульвару. Молодежь восторженно узнавала известных по портретам Тургенева, Полонского, Майкова, Плещеева, Достоевского, стоящих у подножия еще закрытого полотном памятника. Торжественные речи - и покров спадает, воздух оглашают крики ликования. Памятник Александру Пушкину для Москвы стал наиболее значительным произведением скульптора Александра Опекушина. Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было внешних эффектов, декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности. Первоначально поставленный в удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник  в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств; интимность окружающей среды хорошо согласовывалась с камерным решением образа. В 1950 году памятник перенесли с Тверского бульвара на другую сторону реконструированной Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), развернули на 180 градусов и расположили прямо на том месте, где раньше стояла колокольня Страстного монастыря. Прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось явно недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника.

 

120 лет назад (1888) родился Валериан Владимирович Куйбышев, советский партийный и государственный деятель
     Валериан  Куйбышев родился в семье офицера, учился в Омском кадетском корпусе. В 1904 году вступил в РСДРП. С 1905 года учился в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, из которой в 1906 году был исключен за участие в студенческой забастовке. Скрываясь от полиции, переехал в Омск, был избран членом Омского комитета РСДРП. Вел революционную работу в Омске, Каинске, Томске, Петропавловске, Барабинске, Санкт-Петербурге, Вологде, Харькове, Самаре. Был сослан в Сибирь, где в Нарыме вместе с Яковом Свердловым создал большевистскую организацию. В 1917 году приехал в Самару, где возглавил Самарскую организацию РСДРП и был избран председателем Совета. В октябре 1917 года участвовал в установлении советской власти в Самаре, был председателем Самарского революционного комитета и губернского комитета партии большевиков. В годы гражданской войны - комиссар и член революционного военного совета 1-й и 4-й армий, руководитель Самарской партийной организации. С 1919 года - член РВС южной группы восточного фронта, сражался с войсками Александра Колчака, руководил обороной Астрахани. В 1920 году был избран членом Президиума ВЦСПС, в 1921 году - членом президиума ВСНХ. Руководил практическим осуществлением плана ГОЭЛРО. С 1923 по 1926 год был народным комиссаром РКИ. В 1926 году стал председателем ВСНХ, в 1927 году - членом Политбюро ЦК ВКП(б), в 1930 году - председателем Госплана СССР. С февраля 1934 года - председатель Комиссии советского контроля, с мая 1934 года - первый заместитель председателя СНК и СТО. Один из инициаторов первого издания БСЭ, член главной редакции. Умер 25 января 1935 года. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.

 

402 года назад (1606) родился Пьер Корнель, французский драматург, представитель классицизма
     Пьер Корнель родился 6 июня 1606 года в Руане, главном городе Нормандии, в семье адвоката. Обучался в иезуитском коллеже, откуда вынес хорошее знание латыни, римской истории и литературы. По окончании коллежа изучал право и готовился стать адвокатом, но его юридической карьере помешало полное отсутствие ораторских способностей. Первыми литературными опытами Корнеля были мелкие галантные стихи, эпиграммы и другие незначительные поэтические произведения. В 1629 году он написал свою первую комедию в стихах «Мелита, или Подложные письма», которую решился показать известному парижскому актеру Мондори, гастролировавшему со своей труппой в Руане. Мондори сумел оценить новизну пьесы и поставил ее в Париже, где она была хорошо встречена публикой. Ободренный успехом молодой автор, последовавший за труппой в столицу, поставил в этом театре еще несколько комедий: «Вдова», «Галерея Суда», «Компаньонка», «Королевская площадь», а также трагикомедию «Клитандр». Пьесы Корнеля заметно выделялись на фоне современного комедийного репертуара тонкостью психологических зарисовок, изяществом поэтической формы, постановкой нравственных вопросов. Корнель решительно отошел от примитивных приемов, характерных для комедии того времени - непристойных шуток и намеков, палочных ударов и прочих грубоватых эффектов, идущих от традиций народного фарса. Его персонажи - благовоспитанные светские молодые люди и девицы, ведущие изящную любовную игру. Ранние комедии Корнеля, как и более поздняя и самая известная - «Лжец», еще лишены сатирической остроты в постановке социальных проблем. Но компактно построенное лаконичное действие, умелое раскрытие характеров, принадлежащих определенной, точно обозначенной социальной среде, гибкий изящных стих - все это определило их новизну и вместе с тем подготовило почву для расцвета классической комедии. Первым опытом  Корнеля в трагическом жанре явилась «Медея», написанная на основе одноименной трагедии Сенеки. Однако подлинный триумф принесла Корнелю не «Медея», а трагикомедия «Сид», открывшая новую эру в истории французского театра и драматургии.

Поставленная той же труппой Мондори, она имела успех, какого до тех пор не знала французская сцена. Романтическая история любви испанского рыцаря, будущего героя реконкисты Родриго Диаса к донье Химене, дочери убитого им на поединке графа Гормаса, послужила основой для напряженной нравственной коллизии. Взаимное чувство молодой пары, вначале ничем не омраченное, вступает в противоречие с феодальным понятием родовой чести: Родриго обязан отомстить за незаслуженное оскорбление - пощечину, нанесенную его старому отцу, и вызвать на дуэль отца своей возлюбленной. Поворот в судьбах героев определяется патриотическим подвигом Родриго, геройски сразившегося с войском мавров и спасшего свою страну. В «Сиде» уже звучит тема государства как высшего начала жизни, получившая дальнейшее развитие в трагедиях «Гораций», «Цинна, или Милосердие Августа». Начиная с трагедии «Родогуна» в драматургии Корнеля намечаются новые мотивы, вызванные разочарованием в абсолютистском государстве, которые определили характер его пьес конца 1640-х годов, получивших впоследствии название трагедий «второй манеры» Корнеля. Не судьбы нации, а династическая борьба за престол, мир дворцовых интриг и преступлений составляют содержание этих пьес. В 1649 году Корнель становится членом французской Академии. 1650-е годы драматург проводит в уединении, после провала нескольких пьес. В начале 1660-х годов Корнель возвращается на сцену, но его новые пьесы уже не вызывают прежнего восторга у публики, тем более что его все больше и больше затмевает новый драматург Расин. Старость Корнеля печальна. В 1674 году один из его сыновей погибает на войне. К этим горестям присоединяются финансовые проблемы. В последние годы жизни великого драматурга удача снова улыбается ему: в октябре 1676 года Людовик XIV приказывает поставить в Версале «Цинну», «Горация», «Помпея», «Эдипа», «Сертория» и «Родогуну», и Корнель вновь знаменит. Умер великий французский драматург в Париже, в ночь с 30 сентября на 1 октября 1684 года.

 

86 лет назад (1922) создано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит)
     20 мая 1919 года в РСФСР был создан Госиздат (ГИЗ), при котором имелось особое подразделение - «Политотдел», осуществлявший политическую цензуру. Работой цензурных инстанций руководил Агитпроп ЦК РКП(б), определявший общее направление их деятельности. Решение Политбюро ЦК РКП(б) от 18 ноября 1921 года обязывало политотдел ГИЗ «... не допускать изданий явно реакционных направлений, к каковым причисляются книги религиозные, мистические, антинаучные, политически враждебные и т.п.». Среди отвергнутых были произведения Марины Цветаевой, Ильи Эренбурга, Анны Ахматовой... .  6 июня 1922 года декретом СНК был создан Главлит (Главное управление по делам литературы и издательств). На него возлагался «предварительный просмотр всех предназначенных к опубликованию произведений, нот, карт и т.д., а также составление списков произведений печати, запрещенных к опубликованию». От цензуры освобождалась «вся вообще коммунистическая партийная печать». Кроме запрещения изданий, Главлит прибегал к таким цензурным вмешательствам, как исправления рукописей, вычеркивания, требования марксистских предисловий (это касалось и классиков России, и мировой литературы). К ввозу в СССР не допускались «все произведения, носящие определенно враждебный характер к советской власти и коммунизму; произведения, проводящие чуждую и враждебную пролетариату идеологию; литература, враждебная марксизму; книги идеалистического направления; детская литература, содержащая элементы буржуазной морали с восхвалением старых бытовых условий; произведения авторов-контрреволюционеров; произведения писателей, погибших в борьбе с советской властью; русская литература, выпущенная религиозными обществами, независимо от содержания». Особое внимание Главлита внутри страны привлекали Булгаков, Бабель, Пильняк, Замятин, Федин, Зощенко, Мережковский, Лесков, Коллинз, Конан-Дойль... 9 февраля 1923 года при Главлите был создан Репертком - Комитет по контролю за репертуаром и зрелищами. На него возлагалось «разрешение к постановке драматических, музыкальных и кинематографических произведений», а также запрещение и приостановка таковых (совместно с ОГПУ). Репертктом составлял также списки разрешенных и запрещенных опер, оперетт, вокальных произведений (был запрещен, например, весь Вертинский, масса русских романсов), граммофонных пластинок, танцев. Но и разрешенные произведения приходилось корректировать. Так, из оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова следовало устранить «излишества по части славления царя», из «Русалки» Даргомыжского - заключительный «апофеоз», а из «Евгения Онегина» Чайковского - «фальшивый эпизод крепостной идиллии». В 1923 году была разработана «Инструкция о пересмотре книжного состава библиотек к изъятию контрреволюционной и антихудожественной литературы». Контроль за средствами и каналами информации в условиях тоталитарного режима отрезал СССР от внешнего мира, от классического прошлого. Он лишил государство многих культурных ценностей, продлил и увеличил безграмотность. Перестройка, начатая М.С.Горбачевым, внесла существенные коррективы в деятельность Главлита, а Закон СССР от 12 июня 1990 года «О печати и других средствах массовой информации» упразднил государственную цензуру. В декабре 1993 года цензуру запретила Конституция Российской Федерации.

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала