Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
В Санкт-Петербурге 5 июня должен быть заложен первый камень в строительство завода южнокорейского автоконцерна Hyundai. На нем с 2011 года южнокорейские автопроизводители намерены собирать абсолютно новую бюджетную модель. Логика Hyundai понятна: российский авторынок растет стремительными темпами, а сегмент бюджетных автомобилей на нем - самый перспективный.
Под завод Hyundai в Санкт-Петербурге отведено более 185 гектар на Левашовском шоссе в промзоне Каменка на северной окраине города. Инвестиции в строительство петербургского автозавода Hyundai составят $400 млн, а его производственные мощности - 100 тысяч автомобилей в год.
По словам представителей южнокорейской компании, в Санкт-Петербурге они собираются производить новый бюджетный седан класса С (Elantra) на платформе Kia C'eed/Hyundai i30. Эта бюджетная модель специально предназначена для быстроразвивающихся рынков - России, Китая и Южной Кореи. Автомобиль сначала начнут выпускать в Китае и Южной Корее в 2010 году, а в 2011-м - в России.
Российский авторынок растет бешеными темпами. Если в 2006 году в России было продано около 2 млн легковых автомобилей, то в 2007 году - уже почти 2,8 млн машин. При этом в прошлом году продажи традиционных российских марок составили чуть более одной четверти (27%) от общего объема - 765 000 автомобилей (подавляющее большинство из которых было произведено на «АвтоВАЗе»). Продажи иностранных брендов российского производства составили - 440 000 автомобилей (16%); импорт новых автомобилей - 1,205 млн (43%). По-прежнему существенный сегмент (14%) российского авторынка составили подержанные иномарки - почти 400 000 машин.
К тому же моменту, когда в 2011 году Hyundai планирует начать свое производство в Санкт-Петербурге, рынок легковых автомобилей в России, по прогнозам, достигнет 4,5 млн машин и, возможно, станет крупнейшим в Европе. Фундаментальная причина - постоянный рост доходов населения и сопутствующее этому процессу развитие автокредитования. Кроме того, быстрота, с которой россияне расхватывают автомобили, вызвана тем, что большинство их них раньше никогда не имели четырехколесного друга и значительная часть покупателей приобретает первую в своей жизни машину.
Поэтому выбор Hyundai в пользу бюджетного автомобиля для России можно назвать правильным решением: именно этот ценовой сегмент (от $8 000 до $12 000 за автомобиль) имеет наибольшие перспективы. Успех французского Renault в России связан, в первую очередь, с тем, что на своем московском предприятии «Автофрамос» (основанном еще в 1998 году) он сделал ставку именно на бюджетную модель Logan. Самый дешевый Logan, продающийся в России, стоит сейчас $11 300, и Renault собирается увеличить производственные мощности своего московского предприятия с нынешних 80 000 до 160 000 машин в год.
Рост продаж Logan в России настолько воодушевил Renault, что в феврале 2008 года французы вопреки пророчествам многочисленных скептиков приобрели за $1 млрд блокирующий пакет крупнейшего отечественного автопроизводителя - "АвтоВАЗа" и стали стратегическим партнером бывшего основного конкурента и лидера в сегменте бюджетных автомобилей внутри России.
Так что, Hyundai предстоит выдержать серьезную конкуренцию с альянсом Renault-"АвтоВАЗ". Впрочем, в Hyundai к этому готовы и уже сейчас заявляют, что их новинка на российском рынке будет конкурировать именно с Renault Logan. Впрочем, южнокорейцам, которые, кстати, уже собирают в России свои старые модели в Ростовской области на Таганрогском автозаводе (ТагАЗе), предстоит выдержать конкуренцию с целым рядом других мировых конкурентов, также работающих в России и ранее заявивших о разработке бюджетных моделей.
Сейчас практически все ключевые игроки мировой автомобильной индустрии имеют свою базу в России в виде собственных или совместных проектов по сборке автомобилей. Российские власти окончательно решили поднимать родное автомобилестроение с помощью иностранных автогигантов. Эта линия была подтверждена на совещании в Елабуге 27 мая, в котором участвовал премьер-министр Владимир Путин. По его мнению, оптимальное решение - привлечение в российский автопром стратегических зарубежных инвесторов и размещение в России их производств, работающих в режиме "промышленной сборки". Такая модель ориентирована на привлечение в страну высоких технологий и масштабных инвестиций, причем не только на автозаводы, но и на смежные предприятия - производителей сырья и комплектующих.
Премьер поставил задачу, чтобы в результате этой политики около 80% автомобилей, продаваемых в России, производилось на ее территории. Стимулировать промсборку в России премьер предлагает с помощью всех возможных механизмов, включая таможенно-тарифное регулирование.
Уже сейчас в России реализуются 23 проекта "промышленной сборки". Как ожидается, на этой неделе Минэкономразвития подпишет еще одно соглашение о промсборке с канадской компанией Magna. Ее завод мощностью 100 000-150 000 машин в год с возможностью удвоения будет построен в Нижегородской области, а основой его продуктового ряда станут модели Chrysler. Таким образом, с точки зрения иностранных компаний производить автомобили в России уже стало выгодно. Об этом свидетельствует тот факт, что Hyundai собранные в Петербурге машины собирается продавать не только России, но и в Западной Европе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции