Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан).
Находившийся с краткосрочным визитом в Баку председатель правления Газпрома Алексей Миллер сделал Азербайджану неожиданное предложение. В скупом сообщении, распространенном пресс-службой Газпрома, говорилось: "В ходе переговоров Алексей Миллер сделал предложение о покупке азербайджанского газа по рыночным ценам на основе долгосрочного договора". Многочисленные наблюдатели сразу же стали высказывать предположение, что азербайджанский газ нужен России для наполнения «Южного потока».
Между тем в Баку проходит юбилейная 15 нефтегазовая выставка. Судя по увеличивающемуся с каждым годом числу участников, интерес к азербайджанским энергоносителям не ослабевает. В этом году в мероприятии принимают участие 380 компаний из 33 стран мира. Заявления азербайджанского руководства о несметных богатствах горючего сырья сегодня анализируются на предмет их достаточности для наполнения конкретных проектов.
Реального пиара в словах Ильхама Алиева относительно того, что добыча нефти в Азербайджане в 2009 году достигнет 60 млн. тонн в год, а в 2008 - составит 50 млн., не больше, чем в его же заявлениях о запасах газа, которых должно хватить для удовлетворения собственных потребностей лет на 100. Специалисты утверждают, что Азербайджан располагает разведанными запасами природного газа в объеме до 1,5 трилиона кубометров, включая месторождение Шах Дениз, расположенное в азербайджанском секторе шельфа Каспийского моря, с извлекаемыми запасами до 1,3 триллиона кубометров природного газа. При этом потребление этого вида топлива в Азербайджане составляет 10-11 миллиардов кубометров в год.
Явно не ошибается тот, кто утверждает, что сегодня от направления развития системы экспортных трубопроводов во многом зависит вектор внешнеполитических приоритетов. В этой связи осуществление таких проектов как, скажем, «Набукко» является задачей политической важности даже в в большей степени, чем экономической. Оставаться в стороне от таких процессов, значит быть вне игры, значит утратить реальные рычаги влияния на ситуацию в регионе.
По-сути сенсационное предложение главы Газпрома говорит о том, что Россия всерьез рассматривает планы по возвращению в этот стратегический регион на правах активного стратегического игрока, причем на длительную перспективу. Прежняя тактика, когда эта страна выступала в качестве стороннего наблюдателя, недооценивающего реальный потенциал роста в регионе, себя явно не оправдала. Уход Лукойла, а затем и российских газоэкспортных компаний с Южного Каспия привел лишь к ослаблению российских экономических позиций в регионе. В этом смысле визит Миллера может быть истолкован как попытка обратить развитие транспортно-энергетической политики стран региона в выгодное для России русло. С другой стороны, этот шаг может свидетельствовать и о намерениях нового российского правительства, возглавляемого Владимиром Путиным, вести внешнеэкономическую политику на этом направлении, расставляя нужные акценты.
К российскому предложению в Баку отнеслись с интересом. «Мы будет экспортировать газ по самым выгодным маршрутам», - сказал президент азербайджанской госнефтекомпании Ровнаг Абдуллаев. Среди рассматриваемых вариантов поставок газа Абдуллаев назвал трубопровод «Набукко», Транс-Адриатический газопровод и ... предложения «Газпрома».
Примечательно, что сам Азербайджан в последнее время не инициирует создание новых маршрутов. Еще в начале года президент Алиев сделал заявление, по сути раскрывающее принцип поведения государства на международной арене в этом вопросе. Суть его заключалась в том, что Азербайджан сам не будет выступать с инициативами по созданию транснациональных маршрутов энергопоставок, как это пытаются делать другие. Азербайджан не хочет втягиваться в политическую рутину разборок супердержав и современных центров силы, а ограничивает свою роль лишь участием в проектах, получивших международную поддержку.
Такая позиция устраивает Запад и, в принципе, устраивает Россию.
Правда, кое-кто не прочь усмотреть в действиях Газпрома определенный подвох. Мол, компания, предлагая осуществить закупку азербайджанского газа, на самом деле преследует цель отвлечь Азербайджан от участия в реализации «Набукко» и этим застопорить осуществление данного проекта на неопределенную перспективу.
Другие видят в нем публичное признание значительности объемов азербайджанских энергоресурсов. Последнее подтверждает и тот факт, что другой крупнейший мировой экспортер энергоресурсов - Иран также высказал заинтересованность в приобретении азербайджанского газа все с того же месторождения - Шах Дениз. Кстати говоря, иранская NICO имеет 10 процентов долевого участия в проекте.
Но, похоже, наиболее близки к истине те, кто предполагает, что Газпром загодя зондирует почву для участия в перспективных газовых проектах на Южном Каспии, в том числе и в реализации второй стадии проекта «Шах Дениз». По расчетам специалистов в рамках второй стадии, реализация которой начнется после 2012 года, добыча будет увеличена до 20 млрд. кубических метров. И именно на этой стадии газ предполагается экспортировать в больших объемах в другие страны. Если учесть, что «Южный поток», согласно планам, должен вступить в строй к 2013 году, то есть все основания полагать, что азербайджанский газ пойдет в Европу и по этому маршруту.
Что же касается конкуренции «Набукко» «Южному потоку», то когда в обеих трубах будет течь один и тот же азербайджанский газ, этот вопрос попросту утратит смысл.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции