МОСКВА, 4 июн - РИА Новости. Выставку "От Ватто до Моне", приуроченную к Петербургскому международному экономическому форуму, откроют Русский музей и аукционный дом "Кристис" в Мраморном дворце Санкт-Петербурга в среду, сообщил РИА Новости представитель аукционного дома "Кристис".
В целом выставка затрагивает художественные направления трех веков и включает работы Яна Брейгеля "Бархатного", Поля Сезанна, Клода Моне, Анри Тулуз-Лотрека, Пьера-Огюста Ренуара, Рене Магритта и других мастеров живописи.
"Эти произведения искусства станут частью предстоящих летних торгов "Кристис" в Лондоне. Работы оценены в 40 миллионов долларов", - сообщил собеседник агентства.
"Сюрприз" от Ватто
В белом зале Мраморного дворца разместятся избранные произведения старых мастеров, среди которых - уникальное полотно французского художника Антуана Ватто "Сюрприз", которое считалось безвозвратно утерянным около 160 лет.
Предполагалось, что картина была уничтожена, но, тем не менее, на протяжении более полутора веков велись ее поиски. Публике она была известна по копии, находящейся в Кoрoлевскoй коллекции Букингемского дворца и гравюрам того периода.
Картина была найдена в частном доме в Англии и впервые в России будет выставлена для широкой публики в Санкт-Петербурге. До этого картина экспонировалась на предаукционной выставке "Критис" в Нью-Йорке.
Полотно было написано около 1718 года и приобретено советником французского короля Николасом Эненом (1691-1724), который был лучшим другом художника и одним из самых преданных его поклонников. Предполагается, что Ватто написал "Сюрприз" специально для Энена в паре с другим полотном под названием "Трезвучие", которое на сегодняшний момент находится в музее искусств Лос-Анджелеса.
После смерти Энена в 1724 году оба произведения перешли в собственность друга и биографа художника Жана де Жюльена (1686-1766), который сделал с них гравюры и опубликовал в своем Recueil Jullienne. Судя по всему, он разделил парные полотна и продал их около 1756 года. После этого "Сюрприз" стал частью выдающегося художественного собрания Анжа Лорана де ла Лив де Жюлли, создателя первой серьезной коллекции французской живописи. Каталог этой коллекции был опубликован в 1764 году, и в нем "Сюрприз" описывается как "выполненное игривыми мазками и расцвеченное красками Рубенса".
В бурях Французской революции полотно исчезло с художественного горизонта, и следующее упоминание о нем датируется только 1848 годом, когда холст "неизвестного художника" "Сюрприз" был описан в завещании английской леди Мюррей, от которой он перешел к семье нынешних владельцев. Однако им до недавнего времени авторство картины оставалось неизвестным.
Картина была написана на пике карьеры художника. На полотне изображен играющий на гитаре актер, который смотрит на сидящую рядом с ним влюбленную пару. Фигуры влюбленной парочки Ватто скопировал с танцующих фигур на знаменитом полотне Рубенса "Кермес" (около 1635). Сейчас полотно Рубенса находится в Лувре, а на то время являлось частью королевского собрания Франции.
Эта работа Ватто будет выставлена 8 июля на лондонских торгах аукционного дома "Кристис" "Старые Мастера и английская живопись". Ожидается, что полотно уйдет с молотка за рекордную для этого мастера цену в 6-10 миллионов долларов, сообщил собеседник агентства.
Три века живописи
Также на выставке в Мраморном дворце будет представлена картина "Большой лесной пейзаж с фигурами путешественников и крестьян", написанная в 1619 году фламандским живописцем Яном Брейгелем "Бархатным", сыном великого Питера Брейгеля.
Увидят петербуржцы и две картины Яна ван Гойена, которые считаются идеальным примером творчества малых голландцев XVII века.
Особого внимания заслуживает выразительная подборка произведений главных мастеров импрессионизма. Посетители выставки увидят "Сосны в Варанжвиле" и "Закат в Лавакуре" Моне, полотно Пьера-Огюста Ренуара "Ваза с цветами", работу Камиля Писсарро "Опушка леса", выставлявшуюся на Четвертой выставке живописи импрессионистов в Париже в 1879 году.
Яркую сценку из жизни парижского полусвета представляет собой "Бал-маскарад в Элизе-Монмартр", написанная Анри Тулуз-Лотреком, знаменитым "хроникером" парижских кафешантанов и мюзик-холлов. Привлекут внимание и две работы Рене Магритта, которые представляют на выставке направление сюрреализма, - эти загадочные картины, "Композиция на морском берегу" и "Утопия", наполнены нераскрытыми символами.
Работа выставки продлится до 8 июня. Она создана специально для показа в северной столице. В Санкт-Петербурге "Кристис" представит свою экспозицию впервые.