МОСКВА, 2 июн - РИА Новости. Президент РФ Дмитрий Медведев дал отрицательное заключение на законопроект о внесении изменений, касающихся клеветы, в закон о средствах массовой информации, принятый Госдумой в первом чтении 25 апреля.
Законопроект предлагает изложить в новой редакции часть первую статьи 4, в соответствии с которой не допускается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
"Положения законопроекта могут привести исключительно к созданию препятствий для нормального функционирования СМИ и не способствуют достижению поставленной цели - охране интересов граждан от распространения сведений клеветнического характера", - говорится в заключении на законопроект, оказавшемся в распоряжении РИА Новости.
"С учетом изложенного представляется целесообразным снять законопроект с дальнейшего рассмотрения", - говорится в документе.
Там отмечается, что предлагаемое законопроектом дополнение полностью воспроизводит определение клеветы, содержащееся в части 1 статьи 129 УК РФ.
"Как следует из пояснительной записки, обоснованием разработки и внесения законопроекта служит стремление "вывести клевету из абстрактного понятия "уголовно наказуемых деяний", подобно тому, как это было сделано с распространением в СМИ "экстремистских материалов". С подобными доводами согласиться нельзя", - говорится в заключении.
Как поясняется в документе, "уголовно наказуемое деяние" не является абстрактным понятием, представляя собой правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность. В частности, уголовно наказуемым деянием признается клевета, ответственность за которую предусмотрена статьей 129 УК РФ. При этом в части второй этой статьи клевета в СМИ относится к квалифицирующим признакам.
"Поскольку в части первой статьи 4 закона уже содержится запрет в отношении использования СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, то неоднократное распространение средством массовой информации сведений клеветнического характера, подтвержденное вступившими в силу приговорами судов, является основанием для прекращения функционирования СМИ в соответствии со статьей 16 закона", - говорится в заключении.
Внесение предлагаемого изменения способно также вызвать проблемы в правоприменительной практике, поскольку ни из текста законопроекта, ни из пояснительной записки к нему не ясно, должен ли быть факт распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, установлен судом или нет, отмечается в документе.
В отношении уголовно наказуемых деяний этот вопрос не стоит, так как в соответствии с частью 1 статьи 49 Конституции РФ обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, поясняется также в заключении.
В нем говорится, что необоснованной представляется и приведенная в пояснительной записке к законопроекту аналогия с распространением экстремистских материалов.
"Противодействие экстремистской деятельности включает в себя целый набор различных правовых мер борьбы с проявлениями экстремизма. Соответственно распространение экстремистских материалов может повлечь привлечение виновных лиц к административной, уголовной ответственности, а также применение иных мер охранительного характера", - отмечается в документе.
В связи с этим изменения, которые вносились в часть первую статьи 4 закона, нельзя рассматривать как "выведение" распространения экстремистских материалов в средствах массовой информации из-под понятия "уголовно наказуемые деяния", говорится в заключении.