Рейтинг@Mail.ru
Минфин заглянет на 15 лет вперед - РИА Новости, 28.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Минфин заглянет на 15 лет вперед

Читать ria.ru в
Дзен
Передавая Дмитрию Медведеву "эстафетную палочку" на инаугурации, Владимир Путин назвал прорывом в жизни страны возможность формулировать цели на 20-30 лет вперед, ставить перед собой масштабные задачи.

Владимир Мытарев, специально для РИА Новости

Передавая Дмитрию Медведеву «эстафетную палочку» на инаугурации, Владимир Путин назвал прорывом в жизни страны возможность формулировать цели на 20-30 лет вперед, ставить перед собой масштабные задачи. Темпы развития страны, рост ВВП сохраняются высокими несколько лет подряд, и горизонты планирования, по мнению главы правительства, расширяются.

В Минфине уже приступили к формированию первого подобного прогноза - пока 15-летнего финансового плана. Учитывая, что одновременно разрабатывается «Концепция- 2020», нацеливающая страну на инновационный рывок, финансовый план на 2009 - 2023 годы прояснит, что именно Россия может себе позволить, откуда возьмутся средства, и как эффективно их расходовать. Характерно, что Минфин уже не в первый раз расширяет горизонты своих планов: в практику планирования уже вошли трехлетние бюджеты, а финансовые расчеты в министерстве охватывают 5 и 10-летние сроки.

Такое планирование, тем не менее, не уподобляется советским пятилеткам. Минфин вовсе не расписывает: кому, что и сколько производить, и по каким ценам продавать. Планы эти определяют пути развития экономики, выявляют спрос населения и его возможности этот спрос оплачивать и так далее. Финансовые планы давно используют в Германии, где заглядывают на 45 лет вперед, а в цитадели рыночной экономики США - даже на 75 лет. Так что, считают в Минфине, и у нас возможен переход и к долгосрочному планированию, на 40-45 лет.

В чем же смысл таких прогнозов, которые выходят за рамки среднестатистической жизни? Да те же, что и у подобных прогнозов социально-экономического развития: надо определять пути, по которым пойдут экономика и общество, экономика и государство. Правда, у финансистов есть и дополнительная задача -  учесть все риски, которые могут возникнуть перед экономикой, и постараться заранее выработать защитные меры.

Как же можно учесть то, чего еще нет и неизвестно, будет ли через 40 лет? Действительно, трудно определить конкретные меры, но можно выявить тенденции, заранее «подстелить соломку», а главное - сформулировать свои цели на этот временной период, чтобы под эти цели найти и соответствующие финансовые инструменты. По словам главы Департамента долгосрочного планирования Минфина Оксаны Сергиенко, в этой связи на первый план выдвигаются такие цели, как усиление роли бюджета в стимулировании экономического развития и повышение эффективности расходов. На что, естественно, накладывает отпечаток сегодняшние проблемы: инфляция и перекройка налоговой системы, поскольку финансовый план должен оценить потенциал налоговых доходов на 15 лет, например, могут ли власти позволить себе снижение ставки НДС и других налогов. План готовился в нескольких вариантах, исходя из предполагаемых доходов государства, на которые влияют еще и мировые цены на нефть, которые не то чтобы непредсказуемы, но трудно учитываются на столь далекий период.

«Концепция-2020» носит прорывной характер, поэтому и задача финансистов - не просто посчитать доходы, но и создать соответствующий климат в бизнесе, разработать соответствующую кредитно-финансовую политику, которая позволила бы вкладывать деньги в эффективные проекты, в том числе и в социальные, эффективность которых измеряется не рублями, а продолжительностью жизни, приростом населения, повышением качества высшего и среднего образования. Не случайно Оксана Сергиенко говорит не только об избавлении от нефтяной и газовой зависимости и о постепенном истощении недр, но и о том, в первой модели бюджетного прогноза на 15 лет внимание Минфина направлено на ухудшающуюся демографическую ситуацию.

Предварительные оценки показали, что в результате демографического спада в России дополнительных расходов потребуют пенсионная система, здравоохранение, образование и социальная политика. С другой стороны, увеличение этих расходов, как и других государственных непроцентных расходов, оказывает влияние на рост инфляции - головной боли правительства да и всего населения, потому что, по расчетам Минфина, инфляция добралась до всех: темпы роста реальных зарплат (не номинальных!) в январе-апреле 2008 снизились по сравнению с таким же периодом прошлого года с 18,4% до 13,1%. Снижается и  реальная покупательная способность.

А то, что госрасходы являются одним из главных ускорителей инфляции, подтверждают другие цифры: в прошлом году темпы роста экономики составили 6,8 процента, а непроцентные бюджетные расходы выросли на 17 процентов. Очевидно, что в этой ситуации расходы необходимо снижать, доводить их до уровня темпов роста экономики. Причем эту задачу собираются решить в течение ближайшей трехлетки, бюджет на которую Дума будет обсуждать в августе. А потому задача прогноза - не только определить «болевые точки» будущих бюджетов, но и найти способы наиболее эффективного их использования в тех же медицине, пенсионной системе, образовании.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала