Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
Значение российской экспозиции на прошедшем в Берлине с 27 мая по 1 июня международном авиакосмическом салоне ILA-2008 можно оценить как эпохальное. И дело совсем не в большом количестве метров, которые занимают отечественные экспонаты, и даже не в именитых фирмах - участницах салона, таких как РКК «Энергия», космический центр имени Хруничева, центры «Прогресс», «Энергомаш», научно-производственное объединение имени Лавочкина и другие. Дело в том, что реализуй Федеральное космическое агентство России заявленные в Берлине программы хотя бы частично, нашу космонавтику ждет истинный триумф и возвращение былого величия.
Более того, Россия может стать поставщиком на мировой рынок не только ограниченного числа давно разработанных ракетных двигателей, но и современных спутниковых систем.
Начнем со статьи руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова, распространенной на ILA-2008.
Основная ее мысль сводится к тому, что Россия должна занимать лидирующее место в разнообразных секторах международного рынка космических услуг. Речь прежде всего идет о ракетах-носителях и спутниках различного назначения.
«Ракетно-космическая промышленность России занимает довольно значительное место в секторах мирового рынка производства космической техники (в объемном выражении - свыше 8 %). Увеличение рыночной доли в сегменте рынка производства космических аппаратов возможно как за счет внутреннего рынка, так и рынка других стран.
Главной составляющей стратегии ракетно-космической промышленности на международном космическом рынке является усиление конкурентных позиций на традиционных рынках, в частности: удержание лидирующих позиций на рынке коммерческих пусковых услуг (30 % в объемном исчислении), расширение присутствия на рынке производства коммерческих космических аппаратов», - читаем мы у Анатолия Перминова.
Перспектива космической деятельности, направленная на прибыль и реальную отдачу для экономики страны, ясна. Но что-то не дает все равно покоя. Наверно, дело в определенном отрыве результатов дел сегодняшних от радужных перспектив.
Возьмем, например, рынок пусковых услуг. В прошлом году мы уже в который раз лидировали по числу запусков ракет-носителей. Наши ракеты стартовали 26 раз, что составляет 38,5% от общего числа запусков в мире. При этом в 9 случаях осуществлялись старты наших носителей с зарубежной полезной нагрузкой по коммерческим программам.
В 2006 и 2005 годах мы также лидировали по общему числу запусков, включая коммерческие старты. Доступная за 2005 г. статистика говорит, что распределение доходов между странами, принимавших участие в коммерческих космических программах, не соответствует числу запусков. Так, наибольший доход получила Европа от пяти запусков ракет Ariane-5 ($490 млн.), за ней следуют Россия ($350 млн. от 8 запусков), международный проект Sea Launch ($280 млн. от 4 запусков) и США ($70 млн.). Даже с учетом 25% доли РКК «Энергия» в доходах программы Sea Launch Россия остается на втором месте.
Вряд ли картина существенно изменилась и сегодня по сравнению с недалеким прошлым.
Однако, если не брать в расчет наши возможные просчеты в переговорном процессе, а говорить лишь о материальной части, то перспективы догнать и перегнать европейский концерн «Арианспейс» имеются, и весомые. Надеюсь, что не за горами начало производства нескольких типов носителей, давно разрабатываемых по программе «Ангара» Центра имени Хруничева. Кроме того, в Берлине руководитель самарского ракетного КБ «Прогресс» Александр Кирилин заявил, что его предприятие расширяет номенклатуру знаменитых ракет-носителей «Союз».
Наряду с выпуском ракет среднего класса и ракет повышенной грузоподъемности «Союз-2», предназначенных для запусков с международного космодрома Куру, предполагается строить легкие носители «Союз-1», предназначенные для вывода полезного груза на низкие орбиты.
«Это экологически чистое, надежное и достаточно дешевое средство выведения, которое будет стартовать с существующих технических позиций», заявил руководитель «Прогресса». Кирилин считает, что рынок запусков на низкие орбиты сегодня один из самых динамичных, и занимает нишу в 15-18 % от всего спектра полезного груза в мире.
Таким образом, осуществись программа «Ангара» и «Союз-1», Россия на рынке пусковых услуг будет представлена всеми типами современных ракет-носителей.
Теперь - о спутниках. Не секрет, что сегодня отечественные аппараты особым долгожительством не отличаются. Скажем, старые спутники навигационной системы ГЛОНАСС никак не хотят перешагнуть пятилетний рубеж активного существования. Собственно, в большой степени недолговечность орбитальной составляющей не дает эффективно запустить ГЛОНАСС хотя бы для нужд собственных Вооруженных сил.
Ситуация в корне должна измениться, судя по экспонатам, представленным на Салоне предприятием «Информационные спутниковые системы» (ИСС). Помимо уже разработанного и находящегося в производстве нового спутника «ГЛОНАСС-М, срок активного существования которого превышает 7 лет, ИСС представило перспективную модель спутника на базе негерметичной платформы ГЛОНАСС-К. Долговечность этих аппаратов превысит 10 лет.
Кроме того, фирма ИСС представила на выставке в Берлине макеты новейшего спутника связи и непосредственно TV-вещания «Экспресс-АМ44 и спутника-рентранслятора «Луч-5А. Оба аппарата создаются в кооперации с европейкой компанией Thales Alenia Space.
Кстати, в апреле текущего года ИСС и Alenia подписали меморандум, согласно которому предполагается поставка изготовленных в России комплектующих для европейских космических аппаратов. «Если вчера мы покупали целиком полезную нагрузку у нашего европейского партнера, если сегодня часть ее мы делаем у себя и проводим сборку, то завтра мы уже будем отдельные элементы спутника поставлять на Запад», - заявил в Берлине генеральный директор ИСС Николай Тестоедов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции