МОСКВА, 1 июн - РИА Новости, Сергей Стефанов. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), заключенный между СССР и США, в воскресенье "отмечает" двадцатилетие со дня вступления в силу. Договор имеет бессрочный характер, однако каждая из сторон вправе его расторгнуть, представив убедительные доказательства о необходимости своего выхода.
В декабре 1987 года бывший СССР и США подписали "Договор о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности", который вступил в силу 1 июня 1988 года.
Москва неоднократно заявляла и заявляет, что не намерена инициировать разрыв соглашения. При этом власти РФ подчеркивают, что дальнейшее участие России в договоре во многом будет зависеть от действий США в области противоракетной обороны. Кроме того, российская сторона призывает сделать универсальным российско-американский Договор о РСМД, придав ему многосторонний характер.
Генштаб: Остановить процесс "расползания"
Начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский отметил, что многие страны в настоящее время разрабатывают и совершенствуют ракеты средней дальности.
"Мы считаем необходимым, чтобы и другие страны, которые уже имеют или собираются создать ракеты средней и меньшей дальности, присоединились к этому договору, чтобы процесс "расползания" (такого класса оружия) был остановлен", - сказал Балуевский, напомнив, что сегодня Договор касается обязательств только двух государств - России и США.
В свое время по Договору были полностью ликвидированы ракеты двух классов: средней дальности (баллистические и крылатые ракеты наземного базирования, дальность которых составляет от 1000 км до 5,5 тысячи км) и меньшей дальности (баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью от 500 до 1000 км).
Под сокращение тогда попали многие уникальные отечественные комплексы, которые не имели аналогов как в прошлом, так и в настоящее время. Например, ракетный комплекс "Пионер". Для российских военных уничтожение этих видов оружия было большой потерей, однако речь шла об обязательствах государства, и они были выполнены.
В Генштабе РФ не исключают, что, несмотря на предложение руководства РФ сделать Договор о РСМД многосторонним, многие страны, которые хотят иметь эти ракеты, будут продолжать технологически и технически решать задачи по созданию такого вида оружия. Кроме того, высказываются опасения, что разрушение Договора по ракетам средней и меньшей дальности может дать толчок к использованию оружия массового уничтожения.
"Разрушение этого Договора может привести к необратимым последствиям, когда большой круг государств будут иметь это оружие и, не исключено, оснащать его как высокоточными средствами поражения, так и при необходимости более экзотическими видами оружия массового уничтожения, не хотелось бы называть какими", - предупредил начальник Генштаба.
Лавров: "Констатация факта"
Глава МИД России Сергей Лавров, комментируя заявления военных о возможном выходе РФ, при определенных условиях, в одностороннем порядке из РСМД, заявил, что оно не означает принятия окончательного решения.
"В данном случае речь идет не о каком-то уже принятом решении. Мы просто констатируем ситуацию", - говорит Лавров.
Командующий Ракетными войсками стратегического назначения Николай Соловцов, комментируя тему возможного "одностороннего выхода", со своей стороны отметил, что РВСН готовы к любому развитию ситуации. "Если будет принято политическое решение о выходе из этого договора, РВСН будут готовы решать эту задачу", - сказал Соловцов.
Международные эксперты предупреждают
Российские опасения разделяют и в мире. В феврале этого года в лондонском Международном институте стратегических исследований (IISS) был представлен доклад, авторы которого предположили, что власти РФ могут пересмотреть бессрочный Договор о РСМД. "Вкупе с произошедшим ранее выходом США из договора по противоракетной обороне (ПРО), мы наблюдаем целую серию шагов по разрушению инфраструктуры европейского контроля за вооружениями", - говорится в исследовании.
Специалисты IISS считают частью кризиса и планы США по укреплению своей системы ПРО за счет развертывания ее элементов в Чехии и Польше. США намерены разместить в Восточной Европе ряд объектов своей системы ПРО, объясняя это возможной угрозой со стороны Ирана. В Польше планируется разместить десять ракет-перехватчиков, в Чехии - радар ПРО.
"В итоге все тяжелее становится нагрузка на дипломатов и политиков, которые должны будут избегать напряженности, способной сделать военные маневры в Европе новой стратегической озабоченностью", - заключают авторы доклада.
Соглашение "на базе РСМД"?
Россия, вопреки опасениям некоторых зарубежных экспертов, предлагает другим странам присоединиться к РСМД и совместно избежать напряженности.
Так, на 62-сессии Генассамблеи ООН было распространено совместное американо-российское заявление по договору о РСМД. В нем содержался призыв ко всем заинтересованным странам обсуждать возможность глобализации режима договора путем отказа от баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 километров.
В феврале этого года глава МИД РФ предложил Конференции по разоружению разработать и заключить соглашение на базе Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), в которое можно было бы включить обязательства к согласованному сроку ликвидировать все подобные ракеты.
Лавров уточнил, что делает это предложение "на данный момент неофициально, чтобы получить максимально конкретную реакцию". По его словам, в такое соглашение можно было бы включить обязательства сторон не проводить летных испытаний и не производить никаких ракет средней и меньшей дальности, их ступеней и пусковых установок.
Инициатива Саркози
Определенные сигналы, связанные с российской инициативой в отношении "проблемы РСМД", поступают из влиятельных кругов из-за рубежа. Так, в марте этого года президент Франции Николя Саркози предложил начать международные переговоры о запрете ракет средней и меньшей дальности.
"Я предлагаю начать переговоры по договору о запрете на ракеты класса "земля-земля" средней и меньшей дальности", - прямо сказал Саркози, выступая в городе Шербур с речью об оборонной политике Франции.