Никита ПЕТРОВ, специально для РИА Новости.
В первых числах июня в столицу России прибывает вице-президент Колумбии Франсиско Сантос. Как сообщают информационные источники, это будет первый визит такого уровня в отношениях между двумя странами, а главной темой переговоров, которые намеревается провести заокеанский гость в Москве, станет военно-техническое сотрудничество России. С соседями Колумбии, в первую очередь, с Венесуэлой, а также с самой Боготой.
Колумбия известна своими непростыми отношениями с Каракасом, с собственными повстанцами группировки FARC, которые называют себя марксистами, а также наркомафией. Но в военно-технической области она тесно сотрудничает с США. На ее вооружении находятся в основном американская боевая техника - боевые бронированные машины, ствольная артиллерия, системы залпового огня, вертолеты огневой поддержки, патрульные и транспортно-десантные. В первую очередь фирмы Bell-205 Iroquois, а так же Sikorsky S-70 и McDonnell Douglas MD-500ME и UH-60A/L Black Hawk. Есть у Боготы патрульные катера и сторожевики. Правда, на вооружении ВВС страны стоят несколько французских и израильских истребителей-бомбардировщиков Mirage-5 и Kfir C2. Последний, в принципе, представляет собой модернизированные на израильских авиационных предприятиях Mirage. Купила Колумбия и десяток российских вертолетов фирмы Миль - Ми-17.
Все это вооружение и транспортные средства, конечно же, обеспечивают борьбу с главными противниками государственной власти страны - партизанами и наркоторговцами, но не может защитить Колумбию от ударов извне. И хотя Богота, как уже упоминалось, союзник Вашингтона, пожалуй, самый близкий ему в Латинской Америке, вооруженные силы соседних стран, особенно Венесуэлы, с которой у Колумбии в последнее время отношения обострились, намного сильнее. Каракас только за последнее время закупил у России 24 многофункциональных истребителя Су-30МК2V, которые по своим тактико-техническим характеристикам превосходят и Mirage-5, и Kfir C2. При этом надо учесть, что в боевом строю Венесуэлы находятся очень эффективные зенитно-ракетные комплексы ПВО ближнего радиуса действия «Тор-М1», а еще 35 вертолетов Ми-17 и Ми-171, более ста тысяч автоматов Калашникова. В Венесуэле строится даже завод по производству этих автоматов и патронов к нему. Что Боготу беспокоит больше всего. Там опасаются, что президент Венесуэлы Уго Чавес, склонный к поддержке марксистских группировок, окажет помощь повстанцам из FARC этим неприхотливыми и качественным оружием, которому не страшны ни тропические ливни, ни сырость джунглей. А у полковника Чавеса есть планы закупить еще большую партию русских вооружений. Включая дизельные подводные лодки и ударные вертолеты огневой поддержки, о чем он и его окружение не устает открыто говорить в заявлениях для печати.
Вице-президент Колумбии Франсиско Сантос на переговорах в Москве хотел бы убедить своих собеседников не быть столь щедрыми в поставках оружия по отношению к Венесуэле. И, если это, как говорят в России, не политика, а просто бизнес, экономическая и финансовая поддержка собственного оборонно-промышленного комплекса, то, может быть, уравновесить поставки Каракасу продажей аналогичного вооружения и Боготе. Она тоже готова закупить у российских партнеров ударные и десантно-транспортные вертолеты, истребители марки «Сухой», бронетранспортеры, радары управления воздушным движением, приборы ночного видения, зенитно-ракетные комплексы.
Не исключено, что согласие на поставки российских вооружений в Колумбии господин Сантос получит. Хотя на каких условиях и что именно - это вопрос. Известно, что США оказывают Боготе финансовую помощь на закупки своих вооружений. До 500 млн. долларов в год. Цель этой помощи - с одной стороны, помогать продвижению своей боевой техники на континент, поддержать собственные оружейные фирмы и сохранить влияние в Колумбии. С другой - подержать оружейный баланс, чтобы ни у кого из соседей не возникло соблазна, пользуясь некой военной слабостью Колумбии, начать диктовать ей какие-то условия и ставить ультиматумы. Но, правда, в последнее время Вашингтон, увязший в «антитеррористических войнах» в Ираке и Афганистане, не может уделять столь пристального внимания Южной Америке, как еще десяток лет назад. И латиноамериканским странам приходится учиться жить без оглядки на могучего северного соседа.
Россия вряд ли будет оказывать Боготе такую же финансовую поддержку, как США. У нее на это нет лишних средств, да и идеологической и политической потребности тоже. Другое дело - бизнес. И здесь есть опасность не воспользоваться удобным случаем, чтобы не пожалеть потом, что уступил место на рынке конкурентам. В лице той же Германии, Франции, Испании и даже Китая, который активно осваивает развивающиеся страны Африки и все внимательнее присматривается к латиноамериканскому континенту. О чем, кстати, свидетельствует его постоянное участие в выставках вооружений и боевой техники, что регулярно проходят в Сантьяго, Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айресе.
Но в то же время, завоевать новые оружейные рынки, опередить конкурентов Москве может помочь такая «нематериальная» вещь, как психология. Руководители стран третьего мира, да и не только третьего, всегда внимательно присматриваются к тому, какое оружие и боевую технику имеют их соседи. И дело тут не только в опасениях, что это оружие может быть использовано против твоей страны. Есть определенная ревность или, другими словами, стремление «выглядеть не хуже», которая, к примеру, заставляет мужчин покупать для себя более дорогие и мощные автомобили, чем у соседа или сослуживца, а женщин - иметь не менее роскошные наряды и украшения, чем у подруги... Так, кстати, часто происходит и в межгосударственных отношениях.
Если у твоего соседа, с которым у твоей страны складываются не очень хорошие отношения, есть Миг-29 или F-16, то тебе неплохо бы иметь Су-30 или F-18, а еще лучше - F-22. И престижнее, и спокойнее. Продавцы боевой техникой часто пользуются этим «психологическим моментом». Помнится, Дели заключил контракт на поставку в Индию российских танков Т-90С только после того, как Пакистан договорился с Украиной на поставки ему харьковской машины Т-84, а перед этим индусы хотели только модернизировать танки Т-72, которые стояли и еще стоят у них на вооружении. Да и контракт на закупку Индонезией истребителей марки «Сухой» появился тогда, когда истребители МиГ-29 закупила у России Малайзия и начала присматриваться к Су-30...
Подобных примеров можно приводить много. Не исключено, что вице-президент Колумбии Франсиско Сантос хочет купить российские истребители и вертолеты не только потому, что пытается сохранить военный баланс с Венесуэлой и опасается ее нападения, что, в принципе, маловероятно. И причина даже не в том, что Богота стремится к дифференциации закупок боевой техники, пытается избавиться от слишком тесной зависимости от американских оборонных фирм. Не будем отрицать и такого обстоятельства, что срабатывает и «психологический фактор» - Колумбии надо «выглядеть не хуже соседа». Все-таки многофункциональному Су-30МКV2 стоит противопоставить что-то посовершеннее. Например, Су-35. Почему бы и нет?!
Впрочем, ответ на это необычное предположение мы получим не раньше 10 июня, когда закончится визит в Москву господина Сантоса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции