Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о передаче госкорпорации "Ростехнологии" принадлежащих государству активов авиационного альянса "ЭйрЮнион". Об этом 28 мая объявил глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов. Однако могущественная госкорпорация не собирается останавливаться на этом. В ее планах - создание гражданского авиаперевозчика, который может превзойти на российском рынке сам «Аэрофлот». В перспективе российский рынок пассажирских перевозок может оказаться под контролем двух гигантов, принадлежащих государству.
Решение о создании авиаальянса «ЭйрЮнион» (AirUnion) в форме ОАО было принято в мае 2007 года указом тогдашнего президента Владимира Путина. Предполагалось, что альянс объединит пять авиакомпаний: "Красноярские авиалинии", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс", - главными акционерами которых являются государство и два брата-предпринимателя Борис и Александр Абрамовичи. Правда, до сих пор не удалось договориться, у кого же будет контрольный пакет «ЭйрЮнион»: у государства или у Абрамовичей. Ответа на этот вопрос не дало и сделанное 28 мая главой «Ростехнологий» Чемезовым заявление. Но из него следовало, что Абрамовичи согласны встать со своим, еще окончательно не определенным пакетом в «ЭйрЮнион», под крыло «Ростехнологий».
Этот шаг частных предпринимателей на российском рынке пассажирских авиаперевозок можно понять: государственным «Ростехнологиям», учрежденным только в ноябре 2007 года (опять же указом Путина), предназначено стать одним из самых мощных, хотя и очень разношерстным, российским промышленным конгломератом.
В «Ростехнологии» войдут: монопольный экспортер российского оружия «Рособоронэкспорт»; «Оборонпром» (практически все российское вертолетостроение); «Оборонительные системы» (производство средств ПВО и сложных радиоэлектронных комплексов); лизинговая компания «Оборонпромлизинг»; «АвтоВАЗ»; корпорация «ВСПМО-Ависма»; «Русспецсталь» (базовая компания для создания металлургического холдинга); концерн «Высокие технологии Р» (оказание услуг по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов), Промышленная энергетическая компания (поставка электроэнергии и газоснабжение предприятий ОПК), «Р.Е.Т. Кронштадт» (разработка, производство тренажеров и программного обеспечения морского, авиационного и наземного назначения).
Однако госкорпорация не собирается останавливаться на этом. Ее планы идут гораздо дальше, в том числе, в сектор гражданских авиаперевозок. На той же пресс-конференции 28 мая глава «Ростехнологий» Чемезов заявил, что собирается включить в «ЭйрЮнион» новые авиакомпании, помимо тех пяти, что были обозначены в прошлогоднем президентском указе. По его словам, Абрамовичи намерены добавить в активы «ЭйрЮнион» принадлежащую им венгерскую авиакомпанию Malev. Со своей стороны, а, строго говоря, из прямой госсобственности, «Ростехнологии» предлагают перевести в «ЭйрЮнион» еще целый ряд авиакомпаний. В первую очередь, это ГТК «Россия» и «Владивосток Авиа», а также «Саратовские авиалинии», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии» и проч.
Пока совершенно непонятно, как скажется осуществление планов «Ростехнологий» на рынке в секторе пассажирских авиаперевозок.
Главной проблемой пяти авиакомпаний, которые изначально должны были объединиться в «ЭйрЮнион» и образовать третьего по пассажиропотоку авиаперевозчика России, являются огромные по их меркам суммарные долги - более 7 млрд рублей ($295 млн). Не исключено, что слияние под эгидой «Ростехнологий» позволит им разрешить свои финансовые проблемы. Если при этом «Ростехнологии» наймут для управления «ЭйрЮнион» профессиональных менеджеров, это может привести к созданию конкурентоспособного авиаперевозчика на российском рынке.
Если же «Ростехнологиям» удастся консолидировать все интересующие ее авиакомпании, то возникнет гигант, который на внутрироссийских линиях превзойдет бессменного отечественного лидера - «Аэрофлот», контрольный пакет которого принадлежит государству. (На международных маршрутах «Аэрофлот» останется недосягаемым.) В этом случае нас ждет любопытный эксперимент: смогут ли две компании, находящиеся под госконтролем, успешно развивать конкуренцию на внутреннем рынке?
Попытка же внести венгерского национального авиаперевозчика Malev в уставный капитал «ЭйрЮнион», т.е. передать его под контроль российской госкорпорации, может вызвать недовольство не только властей Венгрии, но и Евросоюза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции