Юрий Зайцев, действительный академический советник академии инженерных наук, для РИА Новости.
Министерство обороны Индии приступило к рассмотрению предложений участников международного тендера на поставку национальным ВВС 126 новейших многоцелевых истребителей. Все шесть претендентов на контракт, общая сумма которого оценивается в $10 млрд., передали в министерство свои технические и коммерческие заявки. На их всестороннее изучение в различных комитетах и комиссиях отводится несколько месяцев.
В конце текущего года планируется начать первый этап летных испытаний представленных на конкурс машин. Весь контракт и последующее обслуживание авиатехники в течение 40 лет Индия намерена отдать одному производителю. Ожидается, что сам контракт будет заключен через два года.
В тендере участвуют американские истребители F-16 и F-18, шведский "Грипен", европейский "Тайфун", французский "Рафаль" и российский МиГ-35.
Шансы "Рафаля" практически нулевые: в последние годы он не выиграл ни одного тендера. Правда, французы обещают инвестировать в экономику Индии по $1 млрд. в год. Но и конкуренты не дремлют. Европейский концерн EADS намерен вложить в индийскую авиастроительную отрасль $2 млрд. евро. Шведский концерн SAAB готов сдать свои "Грипены" в десятилетний лизинг. Американцы высказывают пожелание построить в Индии авиазавод.
В прошлом отношения Индии с США были довольно прохладными, поэтому индийцы американских истребителей никогда не покупали. Сегодня отношения лучше, и Boeing рассчитывает на большее внимание к своей продукции. Сенат США в 2005 г. специально снял оружейное эмбарго с Индии, введенное после испытания там ядерного оружия. Однако в том же 2005 г. в Нью-Дели были крайне недовольны решением США продать партию F-16 Пакистану.
Председатель правления Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и одновременно глава Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ" Алексей Федоров говорит, что в этой "собачьей свалке" у нашей страны есть шанс на победу. РСК "МиГ" уже поставляет Индии корабельный вариант МиГ-29К. Создание еще и мощной сухопутной группировки МиГов значительно удешевило бы для Дели эксплуатацию этих машин. И, кроме того, МиГ-35 на сегодняшний день - один из самых перспективных российских истребителей, к которому вполне можно применить определение "боевой самолет пятого поколения".
Министерство обороны и командование ВВС Индии настаивают на том, чтобы основной упор был сделан на многофункциональность самолета без какого-либо ущерба его техническим возможностям или компромиссов с точки зрения цены. И МиГ-35 полностью соответствует этим требованиям. Он способен одинаково успешно вести борьбу как с воздушными, так и с наземными и морскими целями.
На истребителе установлен новейший вариант радара "Жук", изюминка которого - активная фазированная антенная решетка. До появления МиГ-35 такие локаторы устанавливались лишь на самых современных американских истребителях, а европейцы, несмотря на все усилия, их создать не смогли.
Другое ноу-хау - двигатель с отклоняемым вектором тяги. Его сопло может поворачиваться в любом направлении и в режиме "нормального" полета, и на форсаже. Этим МиГ-35 радикально отличается от другого российского истребителя - Су-30МКИ - и американского F-22, сопло двигателя которых поворачивается только в двух плоскостях.
Шансы России на победу в тендере поднимает и то обстоятельство, что 80% сегодняшнего парка индийских боевых самолетов - российские. По количеству МиГ-29 ВВС Индии идут сразу за ВВС России, имея около 450 машин. И, даже получив приглашение участвовать в создании истребителя 5-го поколения, они предпочли разработку корпорации "МиГ", а не рекомендованного им "Сухого".
Кроме того, в ближайшее время в Индии планируется начать производство реактивных двигателей РД-33 для МиГ-29 различных модификаций. На первом этапе будет собрано 120 двигателей для замены выработавших свой ресурс, а также выполняться их ремонт. В дальнейшем индийское предприятие выйдет на полный цикл производства, в том числе двигателей с отклоняемым вектором тяги, которыми оснащен МиГ-35.
"Рособоронэкспорт" и ОАК готовы выполнить и главное условие тендера - первые 18 самолетов собираются на заводе победителя конкурса, а следующие 108 - лицензионная сборка в Индии.
Другой важный плюс для России - подписание в марте этого года давно ожидавшегося контракта на модернизацию силами РСК "МиГ" 64 истребителей МиГ-29 (56 одноместных и 8 учебно-боевых), состоящих на вооружении ВВС Индии. Модернизация позволит продлить срок эксплуатации индийских МиГов до 40 лет. При этом в соответствии с условиями контракта первые шесть машин будут переоборудованы РСК на территории России, а все последующие - на мощностях индийской корпорации HAL (Hindustan Aeronautics, Ltd.) непосредственно в Индии.
Впрочем, рассматривать нынешнее доминирование российской боевой авиационной техники в Индии как существенное преимущество России в конкурсе на поставку новой и весьма значительной партии истребителей было бы не совсем правильно. Привязка любой, особенно такой крупной страны как Индия к одному производителю военной техники не всегда дальновидна.
К тому же руководство Индии вправе надеяться, если нынешний контракт уйдет в США, то Вашингтон в дальнейшем будет с большим пониманием относиться к геополитическим интересам Индии. Однако мало вероятно, что эти надежды хоть в какой-то степени оправдаются: для США на первом месте всегда были и остаются только их интересы.
Битва за индийское небо только начинается.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции